Основы декоративно-прикладного творчества

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа Зейского района»

УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом школы
от 18 августа 2023 г.
протокол № 1
председатель педсовета
___________Я.А. Семак

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Учебный предмет
«Основы декоративно-прикладного искусства»
Срок освоения 1 год

2023 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» составлена на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом
Министерства культуры Российской Федерации №191-01-39/06-ГИ от
19.11.2013 года, а также с учетом педагогического опыта в области
декоративно-прикладного искусства.
Предмет «Основы декоративно-прикладного творчества» является
предметом художественно-творческой подготовки и направлен на создание
основ для творческого и личностного развития обучающихся, формирование
эстетических взглядов на основе приобретения знаний о декоративноприкладном творчестве, овладения навыками изготовления декоративных
произведений, развития эмоциональной отзывчивости, на приобретение
опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Рекомендуемый для освоения программы возраст детей – от 8 до 14
лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы декоративноприкладного творчества» со сроком обучения 1 год продолжительность
учебных занятий составляет 1 час в неделю, 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид
учебной
работы,
Затраты учебного времени
нагрузки
Годы обучения
1-й год
Полугодия
1
2
Аудиторные
16
18
занятия
Самостоятельная 16
18
работа
Максимальная
32
36
учебная нагрузка

Всего часов
34
34
34
68

Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и
самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия: – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) - 1 час в неделю.

3

Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы декоративноприкладного творчества» при 1-летнем сроке обучения составляет 68 часов
из них 34 часа отводится на аудиторные занятия. Внеаудиторная нагрузка
составляет 34 часа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность
обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий
позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Основы декоративно-прикладного
творчества» является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о
техниках декоративно-прикладного творчества, формирования практических
умений и навыков работы в различных техниках, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного
искусства.
Задачами учебного предмета являются:
 усвоение понятий и представлений о мире декоративных приемов
используемых средствах выразительности;
 обучение
обучающихся навыкам и приёмам традиционной
художественной обработки материалов разных видов;
 освоение технологических приемов, необходимых для изготовления
декоративных произведений;
 развитие умений и навыков, памяти, образного мышления;
 развитие интереса и потребности в художественно-творческой
деятельности;
 создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию
коммуникативных качеств детей.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются
следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит
в ходе знакомства с конкретным произведением);
 поисково-творческий (творческие задания, участие обучающихся в
обсуждениях, беседах);
 игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
4

самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному
искусству, художественными альбомами по ремёслам.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым
оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение необходимыми навыками и изучение различных приёмов
изготовления декоративных работ должно привести к умению создавать
композиции с изделиями, выполненными в различных техниках на основе
повтора, вариации, импровизации, а также выражению своего собственного
отношения к декоративно-прикладному искусству.
В процессе обучения у детей развивается наблюдательность,
совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка
пропорций, а также развивается мелкая моторика. Всё это необходимо для
решения художественно-творческих задач.
Особое внимание уделяется положительному оцениванию результатов
труда обучающихся, так как это позволяет им ориентироваться на
произведённое действие как на образец дальнейшей деятельности. Дети
нуждаются в том, чтобы результат их деятельности удовлетворял их самих:
это возможно при условии систематического и последовательного усвоения
знаний, навыков и умений, а также поддержки и одобрения сверстников и
взрослых, что возможно в условиях проведения полугодовых и итоговых
выставок, ярмарок, где каждый учащийся сможет продемонстрировать то,
чему он научился.
Структура занятий включает в себя теоретическую и практическую
части.
Теоретическая часть – беседы по истории создания и технологии
изготовления.
Практическая часть состоит из этапов:
 освоение
приёмов
выполнения
декоративных
работ
по
предложенным направлениям;
 выполнение изделий по схемам;
 разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
1 класс
Общее ознакомление обучающихся с видом декоративно-прикладного
творчества; приобретение основных навыков и умений.
5

№
раздел
а

Название разделов и тем

Количество часов
всего теория практ
ика

1

Введение:
Тема 1.1. Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и
с планом работы на год; требования техники безопасности
при работе с колющими и режущими инструментами;
организация рабочего места обучающегося.

1

1

-

2

Квиллинг.

8

1,5

6,5

технологии

1

1

-

Тема 2.2 Вырезание полосок для квиллинга. Основные
правила работы.

2

0,5

1,5

Тема 2.3 Основные формы “капля”, “треугольник”,
“долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование
из основных форм квиллинга.

3

0,5

2,5

Тема 2.4 Коллективная работа. Композиция из основных
форм.
Задания дает детям сам преподаватель, по выполнению
заданий составляется коллективная работа.

2

0,5

1,5

Декупаж

9

1,5

7,5

Тема 3.1.
Декупаж на дереве. Декупаж доски.
Приклеивание простейшим методом «Файла». Знакомство
с материалами.

3

0,5

2,5

Тема 3.2. Декупаж на стекле. Обратный декупаж с
одношаговым кракелюром (на примере тарелки)

2

0,5

1,5

Тема 3.3. Декорирование шкатулки. Работа
простейшими трафаретами, структурной пастой.

4

0,5

3,5

Флористика

4,5

1

3,5

Тема 4.1. Флористика и ее направления. Инструменты и
материалы. Консервация растений
Итоговое занятие

1,5

0,5

1

Тема 4.2.
Основы для флористических композиций и панно
Изготовление цветочных произведений

3

0,5

2,5

Монотипия

4

0,5

3,5

Тема 5.1.

2

0,5

1,5

Тема
2.1
История
возникновения
бумагокручения - квиллинг.

3

4

5

6

с

Времена года – любимейшая
художников, музыкантов, поэтов.
«Времена года».

тема

в

искусстве

Тема 5.1. «Северное сияние».
6

7

2

-

2

Лепка

5,5

0,5

5

Тема 6.1. Лепка филимоновской птички-невелички

2,5

0,5

2

Тема 6.2. Обобщающая лепка на свободную тему

3

-

3

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой
выставке

2

0,5

1,5

ИТОГО:

34

Содержание программы
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует
рассматривать как рекомендательные, что даёт преподавателю возможность
творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им
методы и приемы.
Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие
этапы:
 обзорное знакомство с каждой темой;
 изучение основных технологических приёмов;
 практическое выполнение изделия.
.
1 класс
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводная беседа: декоративно прикладное искусство в жизни
людей; знакомство с курсом обучения и с планом работы на год; требования
техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
организация рабочего места учащегося.
Раздел 2. Квиллинг.
Тема 2.1.Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения
техники квиллинга.
Тема 2.1. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка
Тема 2.3.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника
изготовления. Примеры различного применения форм.
Тема 2.4. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием
“композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам
преподаватель, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
7

Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники квиллинга.
На основе этой техники возможно создание большого разнообразия
декоративных работ, которые послужат подарком или изделием для ярмарки.
Раздел 3. Декупаж
Тема 3.1. Декупаж доски. Приклеивание простейшим методом
«Файла». Знакомство с материалами. Декупаж доски -это не только
увлекательное занятие, это всегда положительный эмоциональный настрой
по окончании работы и гарантия хорошего настроения тех, кому это изделие
попадает в руки.
Тема 3.2. Декупаж на стекле. Обратный декупаж с одношаговым
кракелюром (на примере тарелки). Особое значение имеет правильность
выполнения задания. С этой целью преподаватель индивидуально объясняет
каждому ученику правильность выполнения операции.
Тема 3.3. Декорирование шкатулки. Работа с простейшими
трафаретами, структурной пастой. Преподаватель должен обратить внимание
на сюжетную композицию, который создал каждый учащийся в своей работе,
на отличительные особенности каждой из них.
Раздел 4. Флористика
Тема 4.1.Тема 4.1. Флористика и ее направления.
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов,
видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций.
Искусство мастеров аранжировки: Мариан Ааронсон, Кеннет Тернер, Пола
Прайк, Целуйко Т., Булыгина Г..
Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для
аранжировки цветов.
Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание
на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация
глицерином, оскелечивание.
Тема 4.2. Основы для флористических композиций и панно
Изготовление цветочных произведений. Возможность самостоятельного
изготовления рамок из различного материала.
Основы художественной композиции: органичность и целостность форм,
симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел
и эскиз. Гармоничные цветовые сочетания. Завершающий этап в
изготовлении цветочной композиции. Роль фона в панно.
Раздел 5. Монотипия
Тема 5.1. Времена года – любимейшая тема в искусстве художников,
музыкантов, поэтов. «Времена года». Техника «Монотипия» - как способ
познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира,
мыслей и чувств человека
Тема 5.1. «Северное сияние». Выполняя данное задание, учащиеся
расширят знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном
8

средстве художественной выразительности. Научить использовать различные
способы рисования монотипии.
Раздел 6. Лепка
Тема 6.1. Лепка филимоновской птички-невелички. Лепка из куска
глины. Организация цельного гармоничного, законченного изделия.
Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание
изделия.
Тема 6.2.
Обобщающая лепка на свободную тему. Обобщить
полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно
поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в
материале. Уметь декорировать, загладить изделие.
Раздел 7. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой
выставке
С целью организации творческой деятельности и расширения
культурного кругозора в программе предусмотрено:
 проведение полугодового и итогового просмотров;
 организация посещений учащимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
 участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
После освоения курса обучения по предмету основы декоративноприкладного творчества учащийся должен уметь:
-правильно выстраивать технологический процесс от эскиза до
готового изделия в материале;
- уметь раскрывать образное решение;
- знать физические и химические свойства материалов, применяемых
при выполнении декоративных работ;
- применять знания при разработке и изготовлении собственных
изделий, в том числе, самостоятельно применять различные материалы и
техники;
-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иголками.

III.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа
предусматривает:
Текущий контроль успеваемости обучающихся, который проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в рамках расписаний
занятий (на каждом уроке или по завершению учебного задания)
для
поддержания учебной дисциплины и выявления отношения учащегося к

IV.

9

изучаемому предмету. Результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных оценок.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого и второго полугодий учебного
года.
Четвертные оценки выводятся как среднеарифметические путем
суммирования текущих оценок и оценки по промежуточной аттестации (за
творческий просмотр).
Годовая оценка выводится как среднеарифметическая путем суммирования
четвертных оценок. Оценка, полученная учащимся как годовая, заносится в
свидетельство об окончании образовательной программы по предмету
«Основы декоративно-прикладного творчества».
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «5», «4», «3».
5 (отлично):
 работа выполнена в полном объёме, без технологических
ошибок, аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;
4 (хорошо):
 работа выполнена в полном объёме, но есть технологические
ошибки;
3 (удовлетворительно):
 работа выполнена не в полном объеме, с ошибками, небрежно.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Основы
декоративно-прикладного творчества» необходимы следующие учебнометодические пособия и методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- фонд лучших работ обучающихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Процесс обучения обучающихся искусству изготовления декоративных
работ строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития
детей и их воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные
творческие способности детей, формируются первоначальные навыки в
изготовлении декоративных работ.
Практико-ориентированная
направленность
учебного
предмета
«Основы декоративно-прикладного творчества» отражена в его содержании и
представлена пятью направлениями в учебной деятельности: «Квиллинг»,
«Декупаж», «Флористика», «Монотипия» и «Лепка».
10

Направление учебной деятельности «Квиллинг» предполагает развитие у
детей художественного вкуса, творческих способностей обеспечивает
знакомство с элементами и понятиями, необходимыми для декоративных
работ, на развитие мелкой моторики и памяти обучающихся.
Техника «Декупаж» ориентирована на освоение простейших,
технологических приемов, обработки материалов с художественным
творчеством и искусством, в процессе, которой, достигается особая
декоративная красота и выразительность предметов.
Техника «Флористика» призвана воспитать художественный вкус,
чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе,
желание оберегать и сохранять её.
Овладение техниками ДПИ изготовления декоративных работ
начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение
практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии
обучающихся необходимо для создания самостоятельных работ.
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности,
индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов
освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет
преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в
обучении и развитии творческих способностей.
VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей
по их рисункам. – М., 2000.
2. Т.В. Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.
3. Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
4. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
5. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера,
посуды, аксессуаров. Практическое руководство. Изд.: Ниола-Пресс,
2008.
6. Стокс Х. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих. Практическое
руководство. Изд.: Ниола 21 век, 2007
7. Мориса Л. Все о декупаже: техники и изделия. Изд.: Ниола 21 век, 2007

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».