рабочая программа батик 2023

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа Зейского района»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом школы
от 18 августа 2023 г.
протокол № 1
председатель педсовета
___________Я.А. Семак

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Учебный предмет
«Батик»
Срок освоения 4 года

2023 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы

2

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе
Программа «Батик» составлена на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Данная программа направлена на обучение и осуществление у детей художественных
замыслов в области декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы прослеживается в процессе обучения росписи ткани в объединении
технических приемов декоративной графики, основ акварели, витража и мозаики. Учащиеся
знакомятся с новыми материалами, приемами, техническими особенностями, инструментами
необходимыми в работе, правилами безопасной работы с ними.
Актуализация программы состоит в практической направленности, в формировании
умений воплощать творческие фантазии с помощью различных материалов, развивать прикладные
навыки в применении полученных знаний. Рисование на ткани открывает перед детьми широкие
возможности в познании основ дизайна одежды, дает потенциал применения навыков в
прикладной сфере, например в интерьере.
Программа «Батик» тесно взаимосвязана с другими учебными предметами
общеразвивающей программы рисунком и живописью. Позволяет изучить основы декоративной
композиции. Интеграция программ помогает формированию у учащихся целостного
представления
об
окружающем
мире,
способствует
соединению
получаемых
дифференцированных знаний в единую систему.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа «Батик» предназначена для формирования у детей знаний и
навыков декоративно-прикладного творчества. В ходе реализации программы учащиеся
постигают основы художественной грамоты, совершенствуют изобразительных навыки,
развивают творческое мышление и воображение, способность креативного воплощения замысла
произведения. Одной из важных задач программы является воспитание интереса к изучению
своих корней, истоков прикладного творчества малой родины.
Важнейший принцип обучения – формирование творческой индивидуальности,
самоинициативной личности. Обучение декоративно-прикладным навыкам позволяет помочь в
выборе профессии дизайнера, художника – декоратора.
Рабочая программа «Батик» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Срок реализации программы
Программа предмета «Батик» входит в учебный план по дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Декоративно – прикладное творчество» со сроком обучения 4 года. Продолжительность учебных
занятий в первом классе – 1 час в неделю, со первого по четвертый годы обучения составляет 2
часа в неделю, 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной
работы,
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная

Всего часов

Затраты учебного времени

1
16

2
18

3
32

4
34

5
32

6
34

4-й год
7
8
32
34

16

18

16

18

16

18

16

1-й год

2-й год

3-й год

3

18

238
136

52

48

52

48

52

370

просмотр

48

просмотр

36

просмотр

34

просмотр

работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Форма проведения занятий
Программа рассчитана на занятия в мелкогрупповой форме, численностью от 4 до 10
человек. Такая форма занятий дает возможность применения индивидуальных методов обучения,
межличностного взаимодействия педагога и ребенка. Продолжительность аудиторного занятия 1
раз в неделю – 1 класс, 2 час в неделю – 2-4 классы.
Цели и задачи учебного предмета
Целью программы является формирование мотивации к творчеству, выявить
потенциальные художественные способности ребенка, содействовать развитию навыков
практической работы в области прикладного искусства.
Задачи программы:
 приобщить детей к миру прекрасного посредством художественной деятельности;
 познакомить с техникой батика - одним из древнейших видов росписи ткани;
 сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области декоративноприкладного искусства;
 выработать понятия об основных законах изобразительной грамоты;
 познакомить с основами декоративной композиции и приемами стилизации;
 воспитывать личностные качества ребенка, позволяющие уважать духовные и культурные
ценности своего народа;
 формировать навык доброжелательного общения в коллективе;
 развивать художественный вкус, фантазию, дизайнерские способности, изобретательность.
Методы обучения и формы организации учебного процесса.
В процессе работы используются различные средства, методы и формы обучения.
В зависимости от содержания учебного материала и поставленных перед детьми задач
целесообразны фронтальные и индивидуальные формы работы.
Совокупность педагогических приемов и методов, применяемых педагогом,
варьируется в зависимости от степени активности и самостоятельности обучающихся.
На первом этапе обучения предпочтительны методы:
 объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), при котором знания
детям даются в «готовом» виде и управляющая деятельность педагога направлена на
организацию восприятия учащимися материала, а деятельность обучаемых – в восприятии,
осмыслении, запоминании предлагаемой информации;
 репродуктивный метод, при котором преподаватель дает определенные знания, а
обучающиеся усваивают их и отрабатывают до навыка;
Этот метод можно считать главенствующим, т.к. он направлен на формирование умений и
навыков использования и применения полученных знаний.
На последующих этапах обучения возможны методы:
o
метод проблемного изложения, при котором педагог раскрывает детям некую
проблему и показывает пути ее решения, роль учащихся при этом в восприятии,
осмыслении логики ее решения;
o
частично-поисковый (эвристический), при котором дети сами ставят
проблему и самостоятельно приходят к рациональному способу решения;
o
исследовательский - педагог вместе с учащимися ставит проблему, которую в
дальнейшем дети исследуют.
Материально-технические условия реализации программы
4

В комплектацию кабинета входят ученические столы и стулья, стол для учителя,
демонстрационный стол, мольберты, секционные шкафы для хранения методических
пособий, компьютер. Кабинет хорошо проветриваемый, оснащен аптечкой с набором
медикаментов для оказания первой медицинской помощи. На видном месте размещена
инструкция по технике безопасности, пожарной безопасности и правила работы в кабинете.
В кабинете имеется компьютер со свободным доступом в интернет сеть, для поиска
необходимой информации. Дети имеют возможность пользоваться библиотечным фондом
(электронным и печатным) школы и специальной литературой в классе. Методический
фонд регулярно пополняется.
Примерный перечень учебно-наглядных пособий
Дидактические пособия
Цветовой круг
Пособия по цветоведению
Дидактические схемы последовательного выполнения
заданий
Таблицы-схемы для складывания ткани
Дидактические таблицы «Стилизация форм»
Дидактические таблицы «Фактура»
Дидактическая таблица «Виды и свойства ткани»
Книги с образцами холодного и горячего батика
Образцы работ из методического фонда
Материалы и инструменты
Рамки
Ткань белая подкладочная
Ткань ситец
Краски Батик хобби
Краски Батик акрил
Кисти разных размеров
Трубочки для резерва
Формы для штампов
Трафареты
Резиновые перчатки
Аромалампа
Фен
Парафин
Чантинг
Видеозаписи
История батика
История русского батика
Мастер – класс «Техника горячего батика»

5

1 шт.
5 шт.
5 шт.
10 шт.
5 шт.
1 шт.
1 шт.
6 шт.
25 шт.
10 шт.
10 метров
10 метров
10 наборов
10 наборов
20 шт.
10 шт.
20 шт.
20 шт.
10 шт.
1 шт.
1 шт.
1 упаковка
4 шт.
1 диск
1 диск
1 диск

II. Содержание учебного предмета
Данная программа рассчитана на творческий стиль обучения, стержнем которого
является диалог преподавателя и обучающегося с обращениями «выдели главное»,
«предложи свой вариант», «объясни и сделай выбор».
Учебная программа «Батик» основана на системе художественно-творческих
заданий с соблюдением дидактических принципов преемственности - от простого к
сложному. Весь курс обучения включает в себя разделы: введение в предмет, основы
цветоведения, основы декоративной композиции. Программа содержит теоретические и
практические задания. Освоение теоретических знаний построено на богатом наглядном
материале. Включение в образовательный процесс информационно-компьютерных
технологий (презентаций, видеофрагментов, дидактических игр) позволяет расширить
кругозор обучающихся, развить их художественную память, мышление, фантазию. Работа
обучающегося над выполнением практических заданий в материале (это и работа над
композицией) начинается просмотра подготовительного материала: копий орнамента,
этюдов природы, зарисовок предметов народного творчества и растительных форм.
Обучение строится поэтапно, начиная со знакомства с видами тканей, овладения
основами цветоведения и композиции, познания форм стилизации до самостоятельного
выполнения работ, носящих прикладное значение.
Каждый раздел, с годами,
предусматривает усложнение обучающего материала. Знания законов цветоведения,
декоративной композиции и стилизации могут быть применены и на других учебных
дисциплинах. Обучающие задания имеют разнохарактерный уровень с учетом возрастных
особенностей детей. Темы практических работ носят рекомендательный характер.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Название раздела, темы

Раздел I.
Введение в предмет
1.
Знакомство с историей батика.
2.
Правила техники безопасности. Оборудование, оснащение,
материалы для росписи.
3.
Материаловедение, виды и характеристика тканей.
4.
Приемы работы батиком.
Раздел II. Основы цветоведения
5.
Цветовой круг. Хроматические и ахроматические цвета.
Основные признаки цвета. Теплые и холодные цвета.
6.
«Цветущий луг». Знакомство с капельной техникой.
Гармония родственных цветов.
7.
Капельная техника. Гармония родственно-контрастных
цветов.
8.
История узелкового батика.
9.
Техника узелкового батика. Гармония родственных цветов.
Узор в виде солнца.
10. Техника узелкового батика. Гармония родственноконтрастных цветов. Узор в виде волн.
11. Роспись шарфика в технике узелкового батика.
12. Знакомство с техникой свободной росписи ткани по-сырому.
Морозные узоры.
Раздел III. Основы декоративной композиции
13. Знакомство с основными принципами организации
6

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

Общий
объем
времени в
часах

1
1

1

1
2

1
-

1

1
1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1
1

1

1
2

1

1

2

1
1

1
1

2
2

1

2

3

14.
15.
16.

декоративной композиции. Понятие ритма.
Техника трафаретной росписи и штампа-набойки.
Платок в технике штампа.
Знакомство с основными принципами организации
декоративной композиции. Понятие равновесия.

1
1
1

2
2
1

3
3
2

Итого: 34 часа
Годовые требования. Первый год обучения
Тема 1. Знакомство с историей батика (урок-лекция с использованием презентации, видео
фрагментов, работ учащихся из методического фонда).
Организационные вопросы. Знакомство с программой. История возникновения и развития
батика, как одного из видов декоративно-прикладного искусства. Родиной батика принято считать
индонезийский остров Ява. Процесс окрашивания был длительным и трудоемким, поэтому
одежду из этой ткани носили только аристократы. С появлением шелка искусство росписи
распространилось в Китае, Японии, Индии, Ближнем Востоке. В каждой стране техника
проявлялась самобытно. С XVII века батик стал импортироваться в Европу, где пользовался
невероятным успехом. В Россию искусство батика пришло довольно поздно в 20 годах XX века с
приходом стиля модерн.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал традиционных мотивов и
сюжетов росписи ткани, подготовить презентации на темы: «Ручная роспись по шелку в Японии»,
«Особенности русской набойки», «Современное искусство батика в России».
Тема 2. Правила техники безопасности. Оборудование, оснащение, материалы для
росписи.
Работать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. На столе клеенка, подрамник
или пяльцы, медицинские перчатки, спринцовка для наполнения трубочки резервом. На столе
размещают только необходимые краски, под рукой иметь влажные салфетки. Во время работы не
отвлекаться, следить за порядком на столе.
Естественные и искусственные красители. Краски для росписи по ткани разной фиксации
(паром и утюгом)- Батик хобби, Батик акрил. Стеклянная трубочка для резерва, спринцовка для
набора жидкости в трубочку. Материалы для набросков. Парафин или воск, чантинг для жидкого
воска. Медицинские перчатки, подрамники, ткань. Показ способов нанесения краски на ткань.
Кисти для росписи. Палитра. Уход за инструментами.
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «История шелка».
Тема 3. Материаловедение. Виды и характеристика тканей (презентация с
видеофрагментами).
Историческая справка о подготовке ткани к росписи. Хлопчатобумажные и льняные
ткани, искусственный и натуральный шелк, синтетические ткани. Подготовка ткани к работе.
Красочные эффекты на различных тканях. Дидактическая игра на определение свойств и качества
ткани. Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего применения.
Домашнее задание: подготовить хлопчатобумажную ткань 40×40 для пробных
упражнений. Заполнить таблицу «Виды и свойства ткани».
Тема 4. Приемы работы батиком.
Способ натягивания ткани на подрамник и пяльцы. Рисование по сырому с солевым
эффектом. Свободная роспись по грунтованной поверхности. Рисование с резервированием.
Трафаретная роспись. Предупреждение и устранение ошибок.
Домашнее задание: проба штампов (ватные палочки, поролон) на ткани натянутой на
пяльцы.
Тема 5. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические цвета. Основные признаки
цвета. Теплые и холодные цвета.
Характеристика и символика цвета.
Понятие насыщенности цвета.

7

Основные и составные цвета.

Теплые холодные цвета.

Однотоновая гармония.

Гармония родственных цветов (нюансов)

Домашнее задание: 1 урок- выполнить растяжку ахроматического цвета;
2 урок- выполнить растяжку основных цветов.
Тема 6. «Цветущий луг». Знакомство с капельной техникой. Гармония родственных
цветов.
Работа с цветовым кругом. Нахождение родственных цветов. Составление эскизов
растяжек родственных цветов.

Презентация последовательного выполнения работы, фронтальный показ. Подбор
цветовой гаммы. Натягивание ткани на подрамник. Разведение нужных оттенков на палитре.
Увлажнение ткани, послойное рисование пипеткой. Просушка ткани.
Домашняя работа: упражнения на составление родственных цветов.
Тема 7. «Клубничная фантазия». Капельная техника. Гармония родственно-контрастных
цветов.
Виды гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов.

Работа с цветовым кругом. Упражнение на составление родственно-контрастного
гармоничного сочетания с использование двух цветов. Натягивание ткани на подрамник.
Разведение нужных оттенков на палитре. Увлажнение ткани, послойное рисование пипеткой.
Просушка ткани.
Домашняя работа: подготовить сообщение или презентацию на тему «Узелковый батик».
Тема 8. История узелкового батика (презентация с видео фрагментами).
Техника узелкового батика знакома людям с давних времен. В Индии эту технику
называют бандхей (обвяжи-окрась). В Индонезии и Малайзии эту технику называют планги, что
означает пробел, пятно. Таким способом декорировали одежду, бытовые предметы. В Россию эта
техника дошла в 80 годах XX века. В выполнении роспись проста, от автора требуется только
грамотный подбор гармоничных сочетаний цветов. В основе узелкового батика лежит принцип
складывания ткани различными способами. Перед окрашиванием ткань складываю по схеме.
Рассмотрим варианты. Упражнения: а) складывания бумаги по показу преподавателя, б)
складывание по схеме.

8

Домашняя работа: выполнить складывание ткани 20×20.
Тема 9. Техника узелкового батика. Гармония родственных цветов. Салфетка (узор в виде
солнца) 40×40.
Обсуждение схемы. Выполнение узелков исходящих от центра. Подбор родственной
гармонии цвета. Наведение красок в баночках.

Домашняя работа: цветовая растяжка в технике акварели родственных цветов.
Тема 10. Техника узелкового батика. Гармония родственно-контрастных цветов. Салфетка
(узор в виде волн).
Обсуждение схемы. Складывание ткани по схеме. Подбор родственно-контрастных
цветов. Наведение красок в баночках. Просушивание ткани.

Домашнее задание: цветовая растяжка в технике акварели родственно-контрастных
цветов.
Тема 11. Роспись шарфика в технике узелкового батика.
Выбор схемы по усмотрению обучающегося. Складывание ткани, подбор цветовой
гармонии, наведение красок, просушивание ткани.
Домашнее задание: цветовая растяжка в технике акварели ахроматического цвета.
Тема 12. Знакомство с техникой свободной росписи ткани по-сырому. Морозные узоры.
Презентация «Способ рисования на ткани по-сырому». Знакомство с солевым эффектом в
батике. Выполнение эскиза. Смачивание ткани, легкая просушка. Натягивание ткани на пяльцы.
Работа в материале. Использование соли.

Домашняя работа: спектральный круг по степени насыщенности из 16 сегментов.
Тема 13. Знакомство с основными принципами организации декоративной композиции.
Понятие ритма (презентация).
Ритм (нарастающий, убывающий). Симметрия (горизонтальная, вертикальная,
диагональная, свободная). Раппортное построение узора. Игра «Разложи фигуры». Выполнение
композиционных эскизов с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Выполнение
ритмичных композиций с использованием силуэтных шаблонов.
Домашнее задание: выполнить монохромные эскизы с разным ритмом; выполнить
цветной эскиз с использованием силуэтных шаблонов.
Тема 14. Техника трафаретной росписи и штампа-набойки (презентация).
История техники трафарета и штампа в батике. Виды трафаретов и штампов. Упражнения
в печатании на ткани готовыми трафаретами (цветок, грибок). Упражнения в печатании на ткани
готовыми штампами. Изготовление штампов из природных материалов (картофель, капуста).
Домашняя работа: разработать эскиз орнамента 10×20, выполнить в цвете, подготовить
штамп из картофеля.
9

Тема 15. Платок в технике штампа.
Обсуждение эскизов. Натягивание ткани на подрамник. Заливка формы с использованием
солевого эффекта. Просушивание ткани. Штамповка каймы платка.
Домашнее задание: обработать края платка, прогладить утюгом для фиксации красок.
Тема 16. Знакомство с основными принципами организации декоративной композиции.
Понятие равновесия (презентация).
Характеристика геометрических форм (устойчивость, неустойчивость). Виды равновесия
(статическое, динамическое). Симметрия, асимметрия. Соотношение форм (масштаб, пропорции,
модуль). Игра «Разложи фигуры». Выполнение композиционных эскизов с геометрическими
фигурами (круг, квадрат, треугольник).
Домашнее задание: выполнить уравновешенную композицию из трех фигур.
Тема 17. «Весенняя фантазия». Свободная роспись с применением солевого грунта.
Выполнение эскиза в цвете. Разведение солевого раствора. Пропитка ткани. Частичная
просушка. Натягивание на пяльцы. Роспись по эскизу.
Домашнее задание: обработать края изделия, прогладить утюгом.
2 год обучения
№

Название раздела, темы

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

Общий
объем
времени
часах

Виды батика по технике выполнения. Основные приемы
росписи. Правила техники безопасности.
Знакомство техникой холодного батика. Правила работы с
резервами.
Раздел II. Основы цветоведения

1

5

6

1

5

6

Понятие
полярной
гармонии.
Пропорциональное
соотношение пятен контрастных цветов. Упражнения
«Геометрический орнамент», «Эффект лепестка», «Эффект
дождевых капель». Ошибки и их устранения.
4.
Оттенки цветов. Холодный батик. Примерные темы: «Букет
цветов», «Маки».
5.
Сложный батик (три перекрытия резерва) «Цветочная
фантазия». Закрепление знаний по цветоведению и умение
применять их на практике.
Раздел III. Основы декоративной композиции

1

6

7

1

8

9

1

8

9

Многообразие линий. Движение линий. Линии и полосы.
Орнаментальная композиция.
Форма и контур. Предметная композиция «Чудо рыба».

1

6

7

1

6

7

Стилизация на тему природных форм. Холодный батик,
примерные темы «Листья», «Ветка сосны», «Ягоды» и др.
Закрепление навыка составления композиции. Примерные
темы: «Подводный мир», «Волшебный натюрморт», «Мой
друг-питомец» и др.
Итоговый просмотр

1

7

8

1

6

7

Раздел I. Введение
1.
2.

3.

6.
7.
8.
9.

10.

2

2
Итого 68 часов

10

в

Годовые требования. Второй год обучения.
Тема 1. Виды батика по технике выполнения. Основные приемы росписи. Правила
техники безопасности (презентация).
Узелковый батик, свободная роспись по сырой и по грунтованной поверхности,
трафаретная и штампованная роспись (повторение ране изученного материала на примерах
летних работ учащихся). Холодный батик. Горячий батик. Комбинированный батик.
Сравнительная характеристика видов росписи ткани. Основные приемы росписи: заливка,
растяжка от белого, растяжка из цвета в цвет, лессировка, по «сырому», солевой эффект,
Послойное нанесение резервов. Подготовка ткани. Организация рабочего места. Правила техники
безопасности. Упражнения в разных приемах росписи.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал росписи в технике холодного
батика.
Тема 2. Знакомство техникой холодного батика (презентация). Правила работы с
резервами.
Холодный батик (история, рассматривание образцов иллюстративного материала, работ
из методического фонда школы). Инструменты для резервирования (стеклянные трубочки,
флаконы, батикштифт). Резервы (бесцветные, цветные, контурные, на масленой основе). Набор
резерва в трубочку с помощью спринцовки. Правила нанесения резерва, ошибки и способы их
исправления. Упражнения нанесения резерва на ткань. Способы переноса рисунка на ткань.
Домашнее задание: Натянуть ткань на пяльцы и выполнить прямые, кривые, волнистые
линия с помощью стеклянной трубочки, покрыть ткань краской способом заливки.
Тема 3. Понятие полярной гармонии. Пропорциональное соотношение пятен контрастных
цветов. Упражнения «Геометрический орнамент», «Эффект лепестка», «Эффект дождевых
капель». Ошибки и их устранения.
Полярная гармония – противопоставление двух главных цветов, которые могут быть как
дополнительными, так и контрастными.

Примерные пропорции гармоничного сочетания:
Желтый / фиолетовый=1/4-3/4
Оранжевый / синий =1/3-2/3
Красный / зеленый = 1/2-1/2
Упражнение «Геометрический орнамент» на хлопчатобумажной ткани:
а) выполнить эскиз на бумаге;
б) натянуть на пяльцы ткань;
в) перенести рисунок на ткань;
г) зарезервировать бесцветным резервом контур рисунка тонкой трубочкой;
д) залить рисунок краской в соответствии с эскизом.
Упражнение «Эффект лепестка» на шелковой ткани.
Последовательность работы идентична предыдущей,
но следует обратить внимание на плавные переходы одного цвета в другой.
Упражнение «Эффект дождевых капель» на шелковой ткани:
а) подобрать цветовую палитру;
б) натянуть на пяльцы ткань;
в) нанести краску в соответствии с эскизом в технике
по «сырому»;
г) просушить ткань;
д) набрать на зубную щетку чистой воды и стряхнуть с высоты 1-2 метров.
11

Домашнее задание: выполнить на бумаге шкалу полярных гармоний и составить
пропорции гармонических сочетаний.
Тема 4. Оттенки цветов. Холодный батик. Примерные темы: «Букет цветов», «Маки».
Смешение цветов при росписи ткани. Правила, приемы. Использование в работе ранее
изученных эффектов. Работа с эскизом (акварель, восковые карандаши). Формат 40/50.
Домашнее задание: выполнить растяжку цвета на высветление и затемнение.
Тема 5. Сложный батик (три перекрытия резерва) «Цветочная фантазия». Закрепление
знаний по цветоведению и умение применять их на практике.
Знакомство с техникой горячего батика. Эскиз (акварель, восковые карандаши)
орнаментальной композиции с заданным цветом: белый, зеленый, синий на медно-коричневом
фоне. Формат 40/50, хлопчатобумажная ткань.
Этапы работы:
а) перевести рисунок на ткань;
б) перекрыть резервом белые цветы, покрыть всю ткань в синий цвет, высушить;
в) перекрыть резервом цветы синего цвета, покрыть всю ткань желтым цветом, высушить;
г) перекрыть резервом зеленые мотивы по эскизу и покрыть всю ткань коричневым
цветов, просушить.
Домашнее задание: прогладить ткань утюгом через бумагу, обшить края ткани.
Тема 6. Многообразие линий. Движение линий. Линии и полосы. Орнаментальная
композиция.
Понятие динамики, статики в декоративной композиции.
Прогрессирующий ритм в композиции.

Эскиз орнаментальной композиции состоящей из линий в гуаши. Перенос рисунка на
ткань, работа в технике заливки с использованием солевого эффекта.
Домашнее задание: составить в графике композицию статическую, динамическую, с
прогрессирующим ритмом.
Тема 7. Форма и контур. Предметная композиция «Чудо рыба».
Понятие силуэтной формы, скрытые формы. Эскиз композиции с учетом правильной
компоновки в листе. Формат 40×50. Техника холодного батика.
Домашнее задание: зафиксировать рисунок утюгом, обработать края изделия.
Тема 8. Стилизация на тему природных форм. Холодный батик, примерные темы
«Листья», «Ветка сосны», «Ягоды» и др.
Работа на освоение стилизации: зарисовка объектов с натуры, переработка в
стилизованную форму в графике.

Выполнение эскизов в цвете. Работа в материале.
Домашнее задание: зафиксировать рисунок утюгом, обработать края изделия.
Тема 9. Закрепление навыка составления композиции. Примерные темы: «Подводный
мир», «Волшебный натюрморт», «Мой друг-питомец» и др. Подготовка к итоговому просмотру.
Построение и организация пространства. Доминанта - композиционный центр. Эскиз в
акварели. Формат 40×50. Техника холодного батика с использование ранее изученных эффектов.
Домашнее задание: подготовить работы к итоговому просмотру.
Тема 10. Итоговый просмотр в форме выставки.
12

3 год обучения
№

Название раздела, темы

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

Общий
объем
времени
часах

1

2

3

2

6

8

2

6

8

1

17

18

1

11

12

1

16

17

Раздел I. Введение
1.

Основные виды и приемы батика. Повторение пройденного
материала. Обсуждение летних работ. Правила техники
безопасности.
Раздел II. Основы цветоведения

Пространственное воздействие цвета. Роспись футболки в
технике шибори (закрученная спираль).
3. Цветовой контраст дополнительных цветов. Знакомство со
способом горячего батика «кракле».
4.
Холодный батик. Декоративное панно на тему по выбору
«Город», «Космос», «Карнавал» и др.
Раздел III. Основа декоративной композиции
2.

5.
6.

7.

Цветовой ритм. Стилизация природных форм в шрифтовую
композицию. Роспись футболки.
Декоративное панно в самостоятельно выбранной теме.
Комбинированная техника (сочетание холодного и горячего
батика).
Итоговый просмотр

2

2
Итого 68 часов

Годовые требования. Третий год обучения.
Тема 1. Основные виды и приемы батика (повторение пройденного материала).
Обсуждение летних работ. Повторение правил техники безопасности. Упражнение с применением
техники незамкнутой линии.
Техника незамкнутой линии, при котором разорванная линия позволяет краскам
сливаться, перетекая одна в другую. Упражнение на пяльцах, форма 30×30, шелк. Эскиз в
акварели. Примерные темы «Прибой», «Радуга», «Животное» и др.
Домашнее задание: нарисовать цветовой круг с 12 спектральными цветами.
Тема 2. Пространственное воздействие цвета (презентация). Роспись футболки в технике
шибори (закрученная спираль).
Семь типов цветовых контрастов: цветовое сопоставление, теплый - холодный, светлый темный, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст цветового
насыщения, контраст цветового распространения. Подбор цветовой гаммы. Закручивание спирали
с помощью вилки, стягивание изделия нитками. Нанесение краски. Просушка.

Домашнее задание: прогладить футболку утюгом.
Тема 3. Цветовой контраст дополнительных цветов. Знакомство со способом горячего
батика «кракле». Декоративный натюрморт
13

в

На основе контраста дополнительных цветов выполним упражнение в технике «кракле».
Натянуть ткань на пяльцы, нанести на ткань два цвета краски, высушить. Покрыть всю ткань
расплавленным воском. Снять ткань, смять в комочек и снова закрепить на пяльцы. Покрыть ткань
очень темной краской и высушить. Выполнить эскиз декоративного натюрморта. Расписать с
использованием фона в технике «кракле».
Домашнее задание: прогладить утюгом, обработать края изделия.
Тема 4. Холодный батик. Декоративное панно на тему по выбору «Город», «Космос»,
«Карнавал» и др.
Выполнить эскиз в тональном и цветовом разборе. Перенести рисунок на ткань, расписать
с использованием цветных резервов, с применением различных эффектов.
Домашнее задание: прогладить утюгом, обработать края изделия.
Тема 5. Цветовой ритм. Стилизация природных форм в шрифтовую композицию. Роспись
футболки.
Выполнение эскиза со стилизацией растительных форм и мотивов с изображением
животных в шрифтовую композицию. Проработка цветового ритма. Обсуждение эскизов. Перенос
эскиза на футболку. Работа в материале в технике холодного батика.
Домашнее задание: зафиксировать краски, прогладив футболку горячим утюгом через
влажную марлю.
Тема 6. Декоративное панно в самостоятельно выбранной теме. Комбинированная техника
(сочетание холодного и горячего батика).
Композиционное и колористическое решение выбранной темы. Разноплановая
композиция. Работа над эскизом. Утверждение эскиза. Формат 60×60 и более, шелк. Работа в
материале. Применение элементов декорирования.
Домашнее задание: прогладить утюгом и обработать края изделия.
Тема 7. Итоговый просмотр. Выставка работ учащихся.
4 год обучения
Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

1

3

4

Пространственное воздействие цвета. Роспись футболки в
технике шибори (закрученная спираль).
3. Цветовой контраст дополнительных цветов. Знакомство со
способом горячего батика «кракле».
4. Цветовой ритм. Цвет. Родственные и дополнительные цвета.
Композиция «Блюдо с фруктами»
Раздел III. Основа декоративной композиции

2

10

12

2

10

12

1

6

7

Пейзаж в графике. Монотипия или гроттаж. Композиция
«Очарование» или «Весеннее настроение».
Декоративное панно в самостоятельно выбранной теме.
Комбинированная техника (сочетание холодного и горячего
батика).

1

8

9

1

8

9

№

Название раздела, темы

Общий
объем
времени
часах

Раздел I. Введение
1.

Основные виды и приемы батика. Повторение пройденного
материала. Обсуждение летних работ. Правила техники
безопасности.
Раздел II. Основы цветоведения

2.

5.
6.

14

в

Композиция “Натюрморт – фантазия”. Роспись. Оформление.
Коллективная работа.
Итоговый просмотр с анализом работ

7.
8.

1

8

6

9
6

Итого 68 часов

III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения образовательной общеразвивающей программы «Батик» учащийся
должен иметь:
1. Иметь запас знаний главных понятий и терминов в области декоративно прикладного искусства;
2. Знание классификации видов и технологию росписи ткани;
3. Знание основ цветоведения (спектральный круг, хроматические и ахроматические
цвета, контраст, нюанс, родственные, родственно-контрастные, полярные цвета);
4. Иметь багаж знаний основ декоративной композиции (ритм, равновесие,
соотношение форм, организация пространства, доминанта, оптические иллюзии, законы
оверлеппинга);
5. Умение грамотно применять и сочетать техники росписи ткани;
6. Уметь самостоятельно, поэтапно выполнять работу;
7. Иметь навыки работы с инструментами и тканью.
Учащиеся должны знать:
o структуру и свойства ткани;
o разные способы переноса рисунка на ткань;
o разновидности и возможные эффекты рисунка на ткани;
уметь:
o выполнять эскизы в соответствии задуманной темой;
o натягивать ткань на подрамник;
o грамотно пользоваться инструментами;
o выполнять работу в соответствии с технологическими требованиями;
o соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими красителями.
V. Формы и методы контроля. Критерии оценок
При реализации программы «Батик» предусматривается проверку знаний умений
и навыков учащихся с помощью текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий
контроль осуществляется в счет аудиторного времени и направлен на поддержание учебной
дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные задачи и носит
стимулирующий характер. Текущий контроль регулярно фиксируется преподавателем,
оценки выставляются в журнал и в дневник учащегося. Формой проверки уровня знаний,
умений и навыков может служить участие детей в выставках, конкурсах разного уровня.
Оценка результатов учебной деятельности осуществляется по окончании каждой четверти.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени предусмотренного на
учебный предмет и оценивает результаты образовательной деятельности обучающихся по
окончании каждого учебного года в виде просмотра – выставки работ.

1.
2.

Критерии оценки работ учащихся в технике батика
Критерии
Грамотное построение эскиза декоративной композиции
Выбор цветовой гаммы и подчинение общего
колористического решения теме произведения
15

Баллы
3
3

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Стилизация частей рисунка с подчинением единому целому
Натягивание ткани на подрамник
При выполнении работы применяются правила техники
безопасности
Умение правильно пользоваться и чистить инструменты по
завершению работы
Соблюдение последовательности работы в технике батика
Грамотное применение различных эффектов росписи в
зависимости от замысла произведения
Умение фиксировать краски на ткани и обрабатывать края
изделия
Работа завершена и аккуратна в выполнении

3
3
3
3
3
3
3
3

Оценка «5» - 30 баллов
Оценка «4» - 20 баллов
Оценка «3» - 10 баллов

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Образовательный процесс построен на методах дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении с разработкой заданий различной трудности и объема. На занятиях широко
используется наглядно-иллюстративный материал, пошаговые методические разработки,
дидактические таблицы, образцы работ из методического фонда школы. В образовательном
процессе активно используется компьютерные технологии. В ходе знакомства с теоретическим
материалом целесообразно применение презентаций, разработанных как преподавателем, так и
обучающимися.
При объяснении нового материал упор делается на полученные ранее знания. Методы
построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной
работы обучающиеся испытывают трудности, уместно применить вариативный метод обучения.
Преподавателем выявляются ошибки, которые разбираются на доске «Как не надо делать». В
конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно
отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным
стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и
завершать оценку.
Результативность освоения программы прослеживается в участии обучающихся в
открытых уроках, мастер – классах, в выставках, победах на конкурсах разного уровня.
VI. Список литературы и средств обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Методическая литература
Аллахвердова Е.Э. «Батик, глина, дерево». - М., ООО “Издательство АСТ”, 2001
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Давыдов С.Г. «Батик» (энциклопедия ). - М., «АСТ-ПРЕСС», 2001
Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М., ОАО Издательство «Радуга»,
2002
Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и
пищевая промышленность, 1981
Корюкин В.Н. Батик. Л., 1978
16

7. Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб, «Искусство – СПБ»,1994
8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
9. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., Профиздат, 2001
10. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, Титул, 1998
11. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, Титул, 1998
12. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, Титул, 1998
13. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. СПб, Норинт, 2000
14. Успенская Е., Ивахнов А. «Искусство батика». - М., «Внешсигма», 2000
Материалы на сайтах Интерне по батику
http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://festival.1september.ru/articles/560662/
http://www.silkfantazi.com/index.php?categoryID=140
http://elka-art.ucoz.ru/blog/2009-03-07-6
http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/
https://www.youtube.com/watch?v=EiEJIpnwbJM
http://www.liveinternet.ru/users/viktoria_ignatova/post280972728/
http://sdelala-sama.ru/708-batik-dlya-nachinayuschih.html
http://irenabatik.ru/video-uroki/prostoj-urok-po-goryachemu-batiku.html
http://www.maam.ru/detskijsad/batik-iskustvo-rospisi-po-tkani.html
http://www.batik-center.ru/rus.index.html?yclid=2463715051340302918

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».