Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Зейского района» УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом школы от 18 августа 2023 г. протокол № 1 председатель педсовета ___________Я.А. Семак ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Учебный предмет «Композиция прикладная» Срок освоения 4 года 2023 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список методической литературы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Композиция прикладная» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, от 19 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства. Предмет «Композиция прикладная» является предметом по выбору и направлен на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыкам построения композиции на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе. Предмет «Композиция прикладная» играет важную роль в освоении образовательной программы по «декоративно-прикладному творчеству» так как она помогает выработать свою технику исполнения работы. Предмет «Композиция прикладная» изучается как часть традиционного – прикладного искусства русского народа. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством формирует ценностные ориентации детей, эмоциональную отзывчивость к различным проявлениям действительности. Программа предмета «Композиция прикладная» содержит следующий материал: 1.Искусствоведческий. Краткие сведения из истории городецкой росписи, хохломской росписи и семеновской матрешки. 2.Практический. Основы построения городецкой и хохломской композиции, а также упражнения в росписи. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Композиция прикладная» со сроком обучения 3 года 10 месяцев продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, Затраты учебного времени нагрузки Годы обучения Полугодия Аудиторные занятия 1-й год 1 2 16 18 2-й год 3 4 16 18 3 3-й год 5 6 16 18 Всего часов 4-й год 7 8 16 18 136 Самостоятельная 16 работа Максимальная 32 учебная нагрузка 18 16 18 16 18 16 18 136 36 32 36 32 36 32 36 272 Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия и самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-4 годы обучения – 1час в неделю. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Композиция прикладная» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, развитие эстетических способностей учащихся, воспитание любви к искусству, интереса к традиционным народным культурным ценностям. Программа по обучению композиции прикладной ставит следующие основные задачи: - формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре; - ознакомление учащихся с художественной культурой нижегородской области – городецкой росписью, семеновской матрешки и нижегородского заволжья – хохломской росписью; - освоение учащимися алгоритма работы над композицией, навыков и правил ее освоения; - приобретение учащимся творческого опыта в изготовлении или оформлении предметов декоративно-прикладного назначения, используя элементы и композиции орнаментов; - развитие интереса и потребности в художественно-творческой деятельности, создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию коммуникативных качеств детей. Методы обучения Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения: 4 объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой); поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях, беседах); игровой (разнообразные формы игрового моделирования); Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремёслам. Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Овладение необходимыми навыками и изучение различных композиций должно привести к умению создать художественный образ произведения на основе повтора, вариации, импровизации, а также выражения своего собственного отношения к искусству и народной культуре. В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Всё это необходимо для решения художественно-творческих задач. Особое внимание уделяется положительному оцениванию результатов труда учащихся, так как это позволяет им ориентироваться на произведённое действие как на образец дальнейшей деятельности. Дети нуждаются в том, чтобы результат их деятельности удовлетворял их самих: это возможно при условии систематического и последовательного усвоения знаний, навыков и умений, а также поддержки и одобрения сверстников и взрослых, что возможно в условиях проведения полугодовых и итоговых выставок, ярмарок, где каждый учащийся сможет продемонстрировать то, чему он научился. Структура занятий включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории создания ремесел росписи по дереву и ее технологии. Практическая часть состоит из этапов: освоение приёмов выполнения заданий по предложенным направлениям; выполнение изделий по композиционным схемам; разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий. Учебно-тематический план 5 Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. класс Общее ознакомление учащихся с видами композиции декоративноприкладного творчества; приобретение основных навыков и умений. 1 класс № Название разделов и тем раздел а Количество часов Всего Тема 1.Вводное занятие. Композиция и роспись. Простейшие понятия ритма и симметрии в композиции городецкой росписи. Тема 2.Понятие силуэта, композиции, узора в городецкой росписи. Орнамент по принципам симметрии. Тема 3.Витеечка. Освоение традиционных городецких орнаментов. Симметрия Тема 4.Ромашка. Разнообразие цвета. Тема 5.Розан. Разнообразие цвета. Тема 6.Композиция в квадрате. Закономерности размещения узора. Тема 7.Композиция в круге. Закономерности размещения узора. Тема 8.Букет городецких цветов. Составить композицию на разделочную доску. Тема 9.Розан и ромашка. Узор на полосе. Закрепление пройденного материала. Тема 10.Ознакомление с цветным узором в изделиях мастеров Городецкой росписи. Цветы в горшке. Симметричная композиция. Тема 11.Простейшие композиции городецкой росписи. Тема 12.Цветные круги с применением темной и белой оживки в рисовании розанов. Тема 13.Узор в полосе. Бутон. Оттенки розового и голубого. Тема 14.Листья в росписи. Цвет и форма. Разнообразие. Тема 15.Самая распространенная и древняя городецкая игрушка конек. Фон красный или малиновый. Составить композицию. 6 1 теор ия 0.5 практ ика 0.5 1 0.5 0.5 1 - 1 1 1 2 0.5 0.5 1 0.5 1.5 2 0.5 1.5 3 0.5 2.5 1 - 1 1 0.5 0.5 1 - 1 1 1 1 - 1 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 Тема 16.Узор в круге. Купавка. Белая оживка Тема 17. Варианты построения композиции узора в круге. Равновесие элементов узора. Самостоятельное составление узора, его отличие от составления узора в квадрате и полосе. Тема 18.Составление композиции декоративной тарелки. На бумаге рисуется общая форма изделия в его натуральную величину. Определяются размеры основных ведущих элементов. Тема 19.Решение в цвете композиции декоративной тарелки. Тема 20Составление композиции. Набор разделочных досок в натуральную величину. Размеры основных ведущих элементов. ИТОГО 2 3 0.5 2 2.5 2 0.5 1.5 2 - 2 4 0.5 3.5 34 6 2 класс Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков. № Название разделов и тем раздел а Количество часов Всего Тема 1Вводное занятие. Городецкая роспись.. Составление композиции на разделочную доску. Тема 2.Разделочная доска. Решение композиции в цвете. Тема 3. «Нарисуй городецкий узор». Составить композицию из городецких цветов и бутонов. Решение в цвете. Тема 4. «Моя городецкая птица». Придумать городецкую птицу. Проявляем фантазию. Тема 5. «Конь вороной». Традиционный городецкий конь. Составить симметричную композицию в цвете. Тема 6. «Городецкие кони». Закрепление пройденного. Городецкие цветы. Работа в тетрадях. Тема 7. «Кони на лугу». Панно. Самостоятельно составить симметричную 7 1 теор ия 0.5 практ ика 0.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 3 0.5 2.5 3 0.5 2.5 3 - 3 композицию в квадрате. Тема 8. Декоративный мотив. Составление композиции по желанию учащихся. Человека, лошадь, собаку, птицу размещаем в центре. Симметричный мотив. Розаны и ромашки. Выполнение росписи последовательное. Тема 9. Составление композиции прямоугольного панно. Сюжет с лошадьми. Тщательно прорисовываем городецкого коня. Определяем размеры ведущих форм. Гармоничное сочетание цветов. Тема 10. Роспись изделий малых форм – солонка, ложка и т.д. Основы композиции. Тема 11. Закрепляем знания по композиционному построению орнамента и изделия в целом. Многоярусные композиции, знания по гармоничному заполнению поверхности. Тема 12. Декоративная овальная тарелка «Птицы». Составление многоярусной композиции. Выделение главной части. Тема 13. Закрепление пройденного. «Букет городецких цветов». Развиваем воображение. Умение использовать полученные знания. Композицию оформить украшенной рамкой. Тема 14. Семеновская матрешка. Вводное занятие. Знакомство с работой мастеров города Семенова. Все сведения о семеновской матрешке. Рисовать красивый живописный букет цветов, характерный для Семеновской матрешки. Тема 15. Понятие симметрии и равновесия несимметричного цветочного мотива. Составляем композицию на вырезанный из бумаги силуэт матрешки. Тема 16. Контрольный урок ИТОГО № раздел 2 0.5 1.5 2 - 2 2 0.5 1.5 2 - 2 2 0.5 1.5 2 - 2 3 0.5 2.5 2 0.5 1.5 1 34 5.5 1 28.5 3 класс Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков. Название разделов и тем Количество часов 8 а всего Тема 1. Вводное занятие верховое письмо. Узор «листочки». Красного и черного цветов, используются зеленый и желтый. Учимся писать аккуратно. Тема 2. Составить композицию по криулям. Использовать в композиции и росписи полученные знания. Тема 3. Роспись салфетницы. Стилизация. Для составления композиции по криулям используем свои листочки. Вводим свои листья в роспись. Тема 4. Узор «ягодки». На этом занятии учащиеся сравнивают элементы природы с элементами хохломского орнамента. Зарисовываем в альбомах и стилизуем. Сходства и различия. Листья, цветы, ягоды. Превращения природных элементов в элементы хохломской росписи. Тема 5. «Уточка – солонка». Составление развернутой композиции. Знакомство с новым видом росписи верхового письма «травочно-растительный». Тема 6.Составляем композицию по криулям. Используем орнамент с ягодками и листочками. Применяем витеечку. Тема 7. Вазочка для цветов. Составляем композицию на вазу обратить внимание на соответствие узора и формы предмета. Непрерывная полоса орнамента. Криули. Тема 8. «Золотые травы россии» По шаблону на картон обводят форму цветка. Цветы ягоды и листья. Тема 9. Окончание предыдущего занятия. Стилизация. Декоративная переработка на хохломской лад бабочка, птичка, рыбка и т.д. Разживка. Тема 10. Закрепление выполнения травочно-растительнообогащенного орнамента. Композиция на изделие. Тема 11. «Подставочки». Декоративные тарелочки. Основы композиционного построения. Композиция на изделие. Тема 12. Вводное занятие. «Пряник». Тема 13. «Пряник». Композиция в цвете. Последовательность работы над композиционным построением «пряника». Тема 14. «Древко». Знакомство с новым видом росписи верхового письма. В основу всех видов росписи берется ведущая линия, по которой строится орнамент. Рисуем «Древко». Тема 15. Контрольный урок 9 2 теор ия 0.5 практ ика 0.5 1 0.5 0.5 2 - 2 3 0.5 2.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 3 0.5 2.5 1 3 0.5 1 2.5 3 - 3 2 - 2 2 2 0.5 0.5 1.5 1.5 3 0.5 2.5 1 - 1 ИТОГО № раздел а 34 5.5 28.5 4 класс Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков. Название разделов и тем Количество часов всего Тема 1. Знакомство с фоновым письмом. Составление композиции фоновых криулей. Учимся описывать фоном, оставляя золото. Тема 2. Учимся по фону писать травку. Аккуратность в письме. Тема 3. Технология росписи: подготовка изделия к росписи, наведение поясков, нанесение главных элементов, затем второстепенных элементов, подготовка ведущей линии, заливка фона, разживка элементов, травка, украшение тычками, обводка. Тема 4. Фоново-растительно-травочно-обогащенный вид росписи. Композиция для большой закладки. Наведение криулей и решение главных элементов. Тема 5. Продолжение предыдущего задания. Решение второстепенных элементов. Пишем «Травку». Тема 6. «Стульчик». Композиция на сидение стульчика. Тема 7. Разделочная доска. Сюжет с птицами. Композиционный центр. Тема 8. «Чайная пара». Разверстка в цвете. Фон по желанию учащихся. Тема 9. Декоративная овальная тарелка. Сюжет с птицами. Тема 10. Повторение пройденного. Фоново-растительнотравочно-обогащенный вид росписи. Композиция бабочки для разделочной доски. Тема 11. Окончание предыдущего задания . Заливка красным фоном. Оживка птицы, затем. Травка. Тема 12. Композиция с птицей на большую пельменную доску. Фоново-растительно-травный вид росписи. Тема 13. Окончание предыдущего задания. Заливка черным фоном. Оживка птицы, затем сложных элементов. Травка желтая. Тема 14. Птица в фоновом письме. Разнообразие 10 2 теор ия 0.5 Практи ка 0.5 1 0.5 0.5 2 - 2 3 0.5 2.5 2 0.5 1.5 3 3 0.5 0.5 2.5 2.5 2 - 2 3 0.5 2.5 3 - 3 2 - 2 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 3 0.5 2.5 поворотов головы. Оживка оперения. Тема 15. Контрольный урок ИТОГО 1 34 5.5 1 28.5 Содержание программы Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что даёт преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанный материал. Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы: обзорное знакомство с каждой темой; изучение основных технологических приёмов; практическое выполнение изделия. Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала: 1-ый год обучения. В первом классе даются начальные понятия о композиции прикладной. Обучение начинается с «Городецкой росписи», с развития глазомера, задания принимают форму от простого к сложному, от простейших цветов и птиц до сложных в дальнейшем композиций. Большое значение придаётся постановке руки, умению правильно держать карандаш, проводить выразительную линию в любом направлении одним движением для построения орнамента Городецкой росписи и хохломской. С первых же заданий обращается внимание учащихся на компоновку в листе и последовательность ведения работы, ориентировку на изделии. Точности построения композиции от учащихся в первом классе не требуется, речь идёт только о передаче характера орнамента и его составляющих. Основные требования к композиции прикладной: - эмоциональность, - выразительность, - передача характера народного ремесла городецкой росписи. В итоге работы в 1-ом классе учащиеся должны научиться последовательно вести работу над построением композиции, обращая особое внимание на решение поставленной в каждом занятии задачи. 2-ой год обучения. Во втором классе продолжаются занятия по городецкой росписи. Даются первоначальные представления о Семеновской матрешки, о ее разновидностях и традиционной гамме цветов используемых в этом виде росписи. Составляются простейшие композиции, так же большое внимание уделяется изучению основных и второстепенных элементов присутствующих в Семеновской матрешки. Основные требования к композиции прикладной: 11 - Знание особенностей городецкой росписи, - Знание цветовой гаммы городецкой росписи, - Первоначальные знания особенностей Семеновской матрешки передача характера в простейших композициях, - Знание цветовой гаммы Семеновской матрешки В итоге работы учащиеся должны уметь вести работу последовательно. С начала работы нужно постоянно развивать умение держать правильно кисть. Так же должны проявлять внимание и аккуратность при работе. Знать многообразие сюжетов городецкой росписи и иметь представление о Семеновской матрёшке 3-ий год обучения. Третий класс - самый ответственный этап в обучении. Вводное занятие «Верховое письмо». Так же усложняются задания по хохломской росписи составление композиции на объемные изделия, здесь идет развитие фантазии, стилизация: птиц, бабочек, рыб на хохломской лад. Знакомство с новым видом хохломской росписи – «Древко», «Пряник», Стилизация. Зарисовка с натуры цветов, листьев и их переработка на хохломской лад. Не малое внимание уделяется на технологию росписи и подготовку изделия к росписи В итоге работы учащиеся должны знать и уметь: -О стилизации в хохломской росписи -Уметь выполнять «верховое письмо». -Уметь выполнять композицию «Древко», «Пряник». -Знать отличия в изученных видах хохломской росписи. 4-ый год обучения. В четвертом классе продолжается совершенствование полученных навыков. Закрепляется знание о «Верховом письме». уделяется большое внимание изучению «Фоновому письму». В итоге четвертого класса учащиеся должны знать и уметь: - Уметь писать по золоту «Верховое письмо». - Иметь представление о «Фоновое письмо». - Уметь составлять композицию на перечисленные выше виды росписи. - Уметь различать виды хохломской росписи. - Знать основные и дополнительные цвета Семеновской матрешки. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Выпускник должен уметь: Требования к уровню подготовки обучающихся в 1 классе. Формирование навыка построения художественной формы. Освоение основных элементов композиции. Формирование умения применять выразительные средства композиции работах (ритм, симметрия, цвет) Требования к уровню подготовки обучающихся во 2 классе. Формирование навыков по созданию художественной творческой работы. 12 Знание основных элементов композиции, закономерность построения художественной формы. Развитие навыка сбора и систематизации подготовительного материала. Развитие умения применять знания о выразительных средствах композиции в работах. Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе. Формирование умения находить художественные средства, соответствование композиционному замыслу. Развитие навыков по созданию композиционной художественнотворческой работы. Овладение простейшей терминологией. Повышение кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Требования к уровню подготовки в 4 классе. Развитие умения находить средства художественной выразительности в композиционном построении. Формирование умения находить композиционные решения для каждой творческой задачи. Развитие умения находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу. Развивать навыки организации плоскости листа и композиционного решения изображения. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателем в рамках расписаний занятий (на каждом уроке или по завершению учебного задания) для поддержания учебной дисциплины и выявления отношения учащегося к изучаемому предмету. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных оценок. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждой учебной четверти учебного года. 13 Четвертная оценка выводится как среднеарифметическая путем суммирования текущих оценок и оценки по промежуточной аттестации (за творческий просмотр). Итоговая аттестация (итоговый просмотр) проводится за счет времени отведенного на проведение итоговой аттестации согласно графику учебного процесса и определяет уровень и качество владения полным комплексом знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится в форме итогового просмотра-выставки работ, выполненных в последнем полугодии выпускного класса. По итогам этого просмотра-выставки выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая фиксируется в соответствующей учебной документации. Итоговая оценка по предмету фиксируется в свидетельстве об окончании курса и выводится как среднеарифметическая путем суммирования годовой оценки и оценки по итоговому просмотру-выставке. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Критерии оценок По результатам текущей и промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «5», «4», «3». 5 (отлично): работа выполнена в полном объёме, без технологических ошибок, аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность; 4 (хорошо): работа выполнена в полном объёме, но есть технологические ошибки; 3 (удовлетворительно): работа выполнена не в полном объеме, с ошибками. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для успешного результата в освоении программы «Композиция прикладная» необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы: - наглядные методические пособия по темам, - фонд лучших работ учащихся по разделам и темам, - видеоматериал, - интернет-ресурсы, - презентационные материалы по тематике разделов. Процесс обучения учащихся декоративно-прикладному искусству строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей. Овладение композицией прикладной начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с 14 развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных работ. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности, индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дмитмар К., Каменева Е., Мэльдер А. Чтобы ожили стены. М., 2000 Капитунова А.А., Полунина В.Н. Составление композиций и орнамента. М.-2001. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Учебное пособие для вузов М.-2002. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристалл»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000. И. А. Дворкина, Художественная роспись по дереву. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1995. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 2005. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 2003. 15