Художественная роспись по дереву

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа Зейского района»

УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом школы
от 18 августа 2023 г.
протокол № 1
председатель педсовета
___________Я.А. Семак

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Учебный предмет
«Художественная роспись по дереву»
Срок освоения 3 года

2023 г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Художественная роспись по дереву»
составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры
Российской Федерации, №191-01-39/06-ГИ от 19.11.2013 года, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания
декоративно-прикладного творчества в детских школах искусств.
а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
декоративно-прикладного искусства.
Предмет «Художественная роспись по дереву» является предметом
художественно-творческой подготовки и направлен на создание основ для
творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических
взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития
эмоциональной отзывчивости, овладения навыками изготовления игрушки;
на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Рекомендуемый для освоения программы возраст детей - 8 – 14 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Художественная
роспись по дереву» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных
занятий со второго по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Всего часов

2-й год
1
2
16
18

3-й год
3
4
16
18

4-й год
5
6
16
18

102

16

18

16

18

16

18

102

32

36

32

36

32

36

204

Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия – 1 час в неделю
Внеаудиторная нагрузка (самостоятельная работа) – 1 час в неделю.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
3

Общая трудоемкость учебного предмета «Художественная роспись по
дереву» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них: 102 часа –
аудиторные занятия, и 102 часа – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в
группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Художественная роспись по дереву» является: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
учащегося;
- формирования практических умений и навыков работы в материале,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
декоративно-прикладного искусства;
- организация содержательной и творческой деятельности учащихся,
развивающая творческий потенциал личности, развитие художественных
способностей, а также – выявление этих способностей;
- воспитание ценностного отношения к народной культуре, окружающей
среде
через
личное
творчество.
Задачами учебного предмета являются:
-формирование умений
выполнения элементов росписи по дереву в
соответствии с народными традициями;
- формировать умение в составлении композиции из элементов росписи для
конкретного изделия;
- приобретение навыков работы над индивидуальным изделием;
- содействие росту творческого потенциала личности;
- развитие умений и навыков, памяти, образного мышления;
- развитие интереса и потребности в художественно-творческой
деятельности;
- создание ситуации творческого общения, способствующей развитию
коммуникативных качеств учащихся.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются
следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе
знакомства с конкретной игрушкой);
поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях,
беседах);
игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
сюжетно-игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
4

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному
искусству, художественными альбомами по ремёслам.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым
оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение необходимыми навыками и изучение различных приёмов и
техник росписи по дереву должно привести к умению создать
художественный образ изделия на основе повтора, вариации, импровизации,
а также выражению своего собственное отношения к искусству и народной
культуре.
В процессе обучения
у детей
развивается наблюдательность,
совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка
пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Всё это
необходимо для решения художественно-творческих задач.
Особое внимание уделяется положительному оцениванию результатов труда
учащихся, так как это позволяет им ориентироваться на произведённое
действие как на образец дальнейшей деятельности. Дети нуждаются в том,
чтобы результат их деятельности удовлетворял их самих: это возможно при
условии систематического и последовательного усвоения знаний, навыков и
умений, а также поддержки и одобрения сверстников и взрослых, что
возможно в условиях проведения полугодовых и итоговых выставок,
ярмарок, где каждый учащийся сможет продемонстрировать то, чему он
научился.
Структура занятий включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, история создания
ремесел и технологических приемов художественной росписи по дереву.
Практическая часть состоит из этапов:
- освоение приёмов выполнения техники по предложенным направлениям;
- роспись изделий;
- разработка творческих эскизов.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов
и тем программы с указанием распределения учебных часов.
2 класс
Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного
творчества; приобретение основных навыков и умений

5

6

№

Наименование тем
Все сведения о городецкой росписи. Работаем по
бумаге гуашевыми красками. Правильно держим
кисть. Дуги, капельки.
Основные элементы росписи. Дуги, капельки,
спиральки, штрихи, точки, скобочки.
Витеечки, украешки и рамки. Городецкие
орнаменты. Симметричность.
Ромашка. Последовательность в росписи.
Розан. Цвет дужек совпадает с цветом центра
цветка.
Ознакомление с цветочным узором в изделиях
мастеров городецкой росписи. Оживка –
заключительный этап росписи.
Роспись конфетницы. Композиционное
равновесие.
Пишем по текстуре дерева. Орнамент на полосе
из розанов, ромашек, бутонов.
Развиваем творческие способности в создании
самостоятельных декоративных композиций.
Связь традиционных сюжетов с современностью.
Повторение изученного. Узор в круге. Владение
кистью.
Симметричный букет. Цветы в вазе – розаны,
ромашки, бутоны. Симметричный букет.
Листья. Цвет, форма, разнообразие оживок.
Кустики. Составить узор из листьев, кустиков
бутонов. Оживка при помощи штрихов.
Купавка – традиционный элемент городецкой
росписи, цветок со смещенным центром.
Декоративное блюдо. Добавляем листочки и
кустики в композицию с цветками.
Углубленные познания в орнаментальной
цветочной композиции. Орнамент по принципам
симметрии.
Повторение изученного. Различные
расположения главных элементов в полосе и в
квадрате. Витеечка.
Варианты построения композиции в круге.
Равновесие элементов узора. Цветы и листья в
росписи.
Разделочная доска. Розаны и ромашки, листья.
Оживка цветов и листьев.
Сказочные цветы городецкой росписи.
Завершенность в работе.
7

Количество часов
Всег теори практика
о
я
2
1
1

2

-

2

2

0.5

1.5

2
2

-

2
2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2
2

0.5
-

1.5
2

2

-

2

4

0.5

3.5

2

0.5

1.5

2

-

2

2

0.5

1.5

4

-

4

2

0.5

1.5

Купавка и бутон. Знакомство с традиционными
элементами городецкой росписи. Купавка –
цветок со смещенным центром
Гроздь винограда. Последовательность рисования
и разнообразие оживок.
Стилизованные люди в городецкой росписи.
Включаем в композицию гроздь винограда
Отрабатываем написание изученного орнамента.
В своих работах используем яркие цвета. Листья
по тональности темнее цветов.
Разделочная доска. «Городецкий фазан». Решение
в цвете.
Городецкая роза композиции с людьми.
Роспись прямоугольного панно. В центре изделия
человек Цвет в росписи и оживка.
Композиция в квадрате «Павлин». Цветы и
листья в росписи. Оживка.
ИТОГО

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

-

2

4

0.5

3.5

4
4

0.5

4
3.5

4

-

4

68

7.5

60.5

3 класс
Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества;
совершенствование умений и навыков.

8

№

Наименование тем
«Городецкий фазан». Знакомство с росписью птицы.
«Панно фазан». Самостоятельно перенести рисунок с
бумаги на изделие. Оживка панно. Учимся аккуратности.
Птицы волшебного сада. Знакомство с росписью
различных видов городецких птиц. Роспись «Городецкого
лебедя». «Роспись кукушки»
Сложные формы орнамента. Стилизация. Стилизованное
изображение птиц.
Панно в квадрате «Павлин». Работаем по композиции.
Учимся работать аккуратно. Придерживаемся стиля
городецкой росписи
Панно в квадрате «Лебеди» Работаем по композиции.
Фон и его значение. Перевод композиции на изделие.
Усвоение традиционных городецких орнаментов.
Украшение рамки для фотографии. Усвоение
традиционных городецких орнаментов. Разживка
элементов. Чувство симметрии. Украешка, обводка.
Разделочная доска. Учить детей составлять узор на
разделочной доске, закрепить умение рисовать элементы
городецкой росписи.
Узор на полосе из ромашек и бутонов. Закрепить умение
составлять узор на полосе, уметь самостоятельно
выбирать цвет для городецких цветов.
Узор на полосе из трех элементов. Розан.
Городецкие матрешки. Вырезать из бумаги силуэт
матрешки. Прорисовать личико матрешки, затем украсить
сарафан матрешки городецкими цветами. Развивать
воображение.
Городецкий сад и луг. Воспоминание о лете. Умение
использовать полученные знания для составления
композиции.
«Конь вороной». Последовательность росписи.
Знакомство с традиционным мотивом городецкой
росписи – «конь вороной». Работаем по композиции.
«Городецкие кони» панно. Учить рисовать коня,
соблюдая последовательность в росписи. Освоение
традиционных городецких орнаментов.
Прямоугольное панно. Сюжет с городецкими конями.
Переносим композицию на изделие. Прорисовываем
композиционный центр. Разработка композиции в цвете.
Гармоничное сочетание цветов. Соблюдение симметрии.
Украешки и рамки.
Работаем по композиции – роспись изделий малых форм
– солонки, ложки. Закрепляем полученные ранее знания
9

Количество часов
Всег теори практи
о
я
ка
2
1
1
2
2
2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2

0.5

1.5

2
2

-

2
2

2

0.5

1.5

2

-

2

4

-

4

4

-

4

2

0.5

1.5

по основам росписи. Смотреть на законченность работы.
Многоярусная композиция. Работаем по композиции
составленной на уроке. Используем знания в
последовательности росписи.
Декоративная овальная тарелка «Птицы». Работаем по
композиции составленной на уроке. Особенно тщательно
прорисовываем птицу. Обратить внимание на роспись
«Городецкого винограда» - каждая гроздь имеет свою
оживку.
«Расписанное панно». Работаем по композиции,
составленной на уроке. Соблюдать очередность росписи.
Уметь подчеркнуть всю красоту и разнообразие
городецкой росписи.
Закрепление пройденного. «Букет городецких цветов».
Умение использовать полученные знания для росписи
городецких цветов – розаны и ромашки, купавки и
бутоны, листья и кустики, гроздь городецкого винограда.
Работу оформить украешкой и рамкой.
Гармония цвета. Закрепление пройденного. Роспись
подноса. Изделие украсить рамочкой.
Вводное занятие. Знакомство с работой мастеров города
Семенова. Знать все о семеновской матрешке. Показать
всю красоту росписи семеновской матрешки.
Семеновская матрешка. На вырезанной из бумаги силуэт
матрешки наводим контур овала лица, контур рук.
Расписываем фартучек. На переднюю часть матрешки
рисуем букет семеновских цветов. Букет ярких, красивых
цветов занимает весь фартук.
Расписываем платочек и юбочку. Наносим узор «Березка»
на платочек. Окантовка донышка матрешки.
Расписываем лицо матрешки. Нарисовать улыбчивое,
красивое лицо семеновской матрешки – глаза, брови, нос,
губки и щечки, контур волос.
Самостоятельная работа по росписи семеновской
матрешки. Умело использовать полученные знания.
ИТОГО

4

-

4

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

1

1

2

-

2

4

0.5

3.5

4

-

4

4

-

4

4

-

4

68

7

61

4 класс
Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества;
совершенствование умений и навыков.
совершенствование умений и навыков.

10

№

Наименование тем
Вводное занятие. История возникновения
хохломской росписи. Виды росписи. Знакомство с
кистевыми приемами в росписи.
Криуль. Учимся писать криули. Крупные и мелкие.
Верховое письмо.
Узор «Травка». Простейшие элементы травного
орнамента по крупным и мелким криулям.
«Чашка и ложка в подарок». Простейшие
элементы травного орнамента.
Травный орнамент. В узор вписываем красный и
черный кустик. Тычки нажимы как украшение
травки.
Роспись чашки, солонки. Используем
традиционные хохломские цвета.
Узор «листочки». Работа по своим композициям,
применяя красный, черный, желтый и зеленый
цвета.
Роспись салфетницы. Используем в работе
полученные знания.
Узор «Ягодки». Верховое письмо. Ягодки кистью
и тычком. Тычком брусничка, смородинка и
рябинка. Кистью крыжовник, малинка и
клубничка. Разживка.
«Уточка – солонка». Работа по своим
композициям, вид росписи верхового письма –
травочно - растительный.
Вазочка для цветов. Работа по своим композициям.
Правила хохломской росписи.
Роспись пиалы. Работа по воображению.
Травочно-растительный вид росписи. Разживка
растительного орнамента.
Травочно-растительно-обогащенный вид росписи.
Работа по композиции. Криули, главные элементы,
второстепенные и дополнительные.
Верховое письмо «Пряник». Упражнение в
технике кистевой росписи. «Пряник» декоративная композиция из розетки, вписанной в
ромб и окаймляющие его «Сестрички».
«Древко». Знакомимся с новым видом росписи
фонового письма – все элементы остаются
золотыми, а фон описывается краской. Учимся
описывать простейшие криули, листочки и
цветочки.
Вводное занятие. Фон. Травочно-растительно11

Количество часов
Всег теори практи
о
я
ка
2
1
1

2

-

2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

2

0.5

1.5

2

-

2

2

-

2

4

-

4

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

обогащенный вид росписи. Изучение орнамента и
характерных приемов росписи. Основы
композиционного построения. Хохломские
бабочки и птицы. Работа на стеклянной посуде.
Травка по фону. Учимся писать хохломскую
травку, используя всю красоту хохломской
росписи.
Большая закладка. Переводим композицию.
Роспись начинаем с криулей. Выбор фона по
желанию. Записываем фон.
«Чаша Уточка». Письмо криулей, главные
второстепенные элементы – рыбки, бабочки.
Описываем фон. Разживка главных и
второстепенных элементов. Пишем травку.
Дополнения на изделии до обводки
Вводное занятие. Знакомство с новым видом
фонового письма – кудрина. Кудрина плотная.
Последовательность росписи.
Повторение письма кудрина. Кудрина делится на
кудрину плотную, кудрину прописную и цветную.
Пишем кудрину плотную. Работа на бумаге.
Знакомство с кистевыми приемами росписи
«кудринаплотная». Учимся работать аккуратно.
«Кудрина плотная цветная». Узор в полосе.
Составляем кудринные листья и цветы. Работа по
своим композициям.
Разделочная доска. Кудринная роспись. Перенос
композиции на изделие. Криули, главные и
второстепенные элементы. Роспись, разживка,
дополнения. Обводка.
«Курочка». Перевод композиции на изделие.
Криули. Роспись изделия.
«Ложка» Разнообразие росписи в круге.
Повторение изученного материала. Цветы и листья
кудрины плотной.
Кудрина плотная цветная. Разнообразие главных
кудринных элементов.
К главным элементам приписываем кудряшки
(второстепенные элементы). Разнообразие
внутренней проработки элементов.
Ложка и половник. Работаем по композиции.
Порядок выполнения росписи. Разживка
традиционных кудринных цветов. Цвет в
соответствии с композицией.
12

2

-

2

4

0.5

3.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

4

0.5

3.5

2

2

2
2

-

2
2

2

-

2

4

-

4

-

4

4

ИТОГО

68

6.5

61.5

Содержание программы
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует
рассматривать как рекомендательные, что даёт преподавателю возможность
творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им
методы и приемы.
Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие
этапы:
обзорное знакомство с каждой темой;
изучение основных технологических приёмов;
практическое выполнение изделия.
2 класс
Даются начальные понятия о художественной росписи по дереву.
Обучение начинается с «Городецкой росписи», с развития глазомера, задания
принимают форму от простого к сложному, от простейших цветов и птиц до
сложных в дальнейшем композиций.
Большое значение придаётся постановке руки, умению правильно
держать кисть, выполнять упражнения: скобочки, капельки в любом
направлении одним движением для построения орнамента Городецкой
росписи. С первых же заданий обращается внимание учащихся на
компоновку в листе и последовательность ведения работы, ориентировку на
изделии.
Точности построения композиции от учащихся в не требуется, речь
идёт только о передаче характера орнамента и его составляющих,
последовательности выполнения работы.
Основные требования росписи по дереву:
- эмоциональность,
- выразительность,
- передача характера народного ремесла (городецкой росписи).
3 класс
Продолжаются занятия по городецкой росписи и вводится материал по
«Семеновской
матрешке»
(поэтапность
выполнения
матрешки).
Составляются более сложные композиции в городецкой росписи, так же
большое внимание уделяется изучению основных и второстепенных
элементов присутствующих в росписи (более сложные цветы, сюжеты,
оживка т.д.).
Основные требования росписи по дереву:
- Знание особенностей городецкой росписи,
- Знание цветовой гаммы городецкой росписи,
-Знание особенностей Семеновской матрешки,
13

- Знание цветовой гаммы Семеновской матрешки
4 класс
Самый ответственный этап в обучении. С четвертого класса учащиеся
начинают изучать хохломскую роспись. Начинается освоение с верхового
письма. Вводное занятие «Верховое письмо». Далее усложняются задания по
хохломской росписи составление композиции на объемные изделия, здесь
идет развитие фантазии, стилизация: птиц, бабочек, рыб на хохломской лад.
Знакомство с новым видом хохломской росписи – «Древко» Стилизация.
Зарисовка с натуры цветов, листьев и их переработка на хохломской лад.
Фоновое письмо. Немалое внимание уделяется технологии росписи и
подготовки изделия к росписи. Учащиеся должны правильно держать кисть и
владеть ею. Уделяется большое внимание изучению «Кудрины плотной»,
«Кудрины плотной цветной».
Подготовка работ к просмотру и итоговой выставке
С целью организации творческой деятельности и расширения
культурного кругозора в программе предусмотрено:
проведение просмотров;
организация посещений учащимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- знание основных видов народного художественного творчества;
- умение применять навыки, приобретенные на учебном предмете;
- умение последовательно вести работу над построением композиции;
- проявление внимания и аккуратности при работе;
- знание терминологии в области декоративно-прикладного искусства;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- приобретение навыков копирования лучших образцов различных
художественных ремесел;
- знание о многообразие сюжетов городецкой росписи, семеновской
матрешки и хохломской росписи;
- умение правильно выстраивать технологический процесс от эскиза до
готового изделия в материале;
- соблюдение техники безопасности при работе с изделиями.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль осуществляется на каждом занятия. Отметка выставляется за
работу в течение урока. Промежуточная аттестация осуществляется в виде
14

просмотров, которые проводятся в конце каждой четверти. На просмотр
выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и
домашние работы. Оценивается как качество работ, так и развитие
способностей, художественного вкуса. На основании текущих отметок и
просмотра работ учащихся выставляются отметки за каждую четверть и в
конце года за год. Итоговая аттестация проводится в форме просмотравыставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного
класса.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «5», «4», «3».
5 (отлично):
работа выполнена в полном объёме, без технологических ошибок,
аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;
4 (хорошо):
работа выполнена в полном объёме, но есть технологические ошибки;
3 (удовлетворительно):
работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Художественная
роспись по дереву» необходимы следующие учебно-методические пособия и
методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Процесс обучения учащихся художественной росписи по дереву
строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их
воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие
способности детей.
Овладение техникой росписи по дереву начинается с простых
технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в
сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для
создания самостоятельных работ.
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности,
индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов
освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет
преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в
обучении и развитии творческих способностей.
15

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сколова М.С. Художественная роспись по дереву. Учебное пособие
для вузов. М.-2002.
Бородулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М.,
2000.
Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.
Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста
Б.М.
Носик.
–
М.,
1999.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство,
1999.
Клиентов А.С. Народные художественные промыслы для сренего
школьного возраста. М.-2001.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Знание.
М.-1999.
Орлова Л.В., Шпикалова Т.Я. Хохломская роспись. М.-2000.
Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. М.-2000..
Радионов А.А Красная книга ремесел. Барнаульское книжное
издательство. 1999.
Пономарев Е.А., Пономарева Т.Н. Япознаю мир. История ремесел.
М.2000.
Жегалова С. Росписи хохломы.М., 2000 г.
Махмутова Х.И. Роспись по дереву.М., 1999 г.
Миловский А. Народные промыслы. М., 1999 г.
НехотинаТ. М. Золотые узоры М., 2000 г.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».