Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа Зейского района»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом школы
от 18 августа 2023 г.
протокол № 1
председатель педсовета
___________Я.А. Семак
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Учебный предмет
«Рисунок»
Срок освоения 4 года
2023 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список методической литературы
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена на основе
Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств, утвержденных приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 19 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.
Предмет «Рисунок» является предметом художественно-творческой
подготовки и направлен на создание основ изобразительного искусства, всех
его видов. В системе художественного образования рисунок является
основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе
учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция прикладная»
дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует
целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических
заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир,
понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками
графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации учебной программы «Декоративно-прикладное творчество»
со сроком обучения 4 года года срок реализации учебного предмета
«Рисунок» составляет 4 года.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок»
продолжительность учебных аудиторных занятий с первого по четвертый
класс составляет 34 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
В соответствии с учебным планом, максимальная учебная нагрузка по
предмету «Рисунок» со сроком обучения 4 года составляет 272 часа, из них
136 часа отводится на аудиторные занятия. Внеаудиторная нагрузка
составляет 136 часа.
Учебный процесс организован в виде аудиторных и внеаудиторных
(самостоятельной работы) занятий. Форма проведения учебных аудиторных
занятий – мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Основным видом учебного
занятия является урок продолжительностью не более 45 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 1 часу в неделю.
3
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 годы обучения – по 1 часу в неделю.
В первый класс принимаются дети в возрасте от 8 – до 14 лет
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Всего
часов
1-й год
1
2
16 18
2-й год
3
4
16 18
3-й год
5
6
16 18
4-й
7
16
8
18
136
16
18
16
18
16
18
16
18
136
32
36
32
36
32
36
32
36
272
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Рисунок» является обеспечение развития
творческих способностей и индивидуальности учащегося, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области изобразительного
искусства, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе
освоения программы художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков по учебному предмету.
Задачами учебного предмета являются:
усвоение терминологии предмета «Рисунок»;
освоение грамотного изображения графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
обучение учащихся навыкам объема и формы, четкой конструкции
предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены.
развитие умений и навыков, памяти, образного мышления;
развитие интереса и потребности в художественно-творческой деятельности;
умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию
коммуникативных качеств детей.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются
следующие методы обучения:
практический;
4
поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях,
беседах);
игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к учебно-методическим фондам
школы. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться
Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Учебно-методический фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному
искусству, художественными альбомами по ремёслам.
Мастерская Рисунка должна быть просторной, светлой, оснащена
необходимым оборудованием (мольберты, планшеты), удобной мебелью,
наглядными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с
учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемнопространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы
и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу
формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать форму
плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного
усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и
разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку
носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие
задания по своему усмотрению, что дает ему возможность
дифференцировать задания по сложности с учетом возможностей учащихся.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок,
основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении
натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются
краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность
и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть
искусством рисунка.
В процессе обучения у детей развивается наблюдательность,
совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка
пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Всё это
необходимо для решения художественно-творческих задач.
Особое внимание уделяется положительному оцениванию результатов
труда учащихся, так как это позволяет им ориентироваться на произведённое
действие как на образец дальнейшей деятельности. Дети нуждаются в том,
5
чтобы результат их деятельности удовлетворял их самих: это возможно при
условии систематического и последовательного усвоения знаний, навыков и
умений, а также поддержки и одобрения сверстников и взрослых, что
возможно в условиях проведения полугодовых и итоговых выставок, где
каждый учащийся сможет продемонстрировать то, чему он научился.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и
темам:
линейный рисунок;
линейно-конструктивный рисунок;
живописный рисунок;
тональный длительный рисунок.
Структура занятий включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть – беседы по изучению творческого рисунка; создание
художественного образа графическими средствами.
Практическая часть состоит из этапов:
освоение технических приемов в учебном рисунке;
выполнение живописного рисунка; фактуры и материальности;
разработка тонального длительного рисунка;
разработка творческих эскизов и выполнение по ним учебных работ.
Освоение законов перспективы; светотени;
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов
и тем программы с указанием распределения учебных часов.
1 класс
№
раздела
1
Название разделов и тем
Количество часов
всего теория Практ
ика
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного
рисунка
14
3.5
10.5
Тема 1.1 Вводная беседа о рисунке.
Организация работы
1
1
-
Тема 1.2 Графические изобразительные средства
1
0.5
0.5
Тема 1.3 Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. 3
0.5
2.5
Тема 1.4 Рисунок геометрических фигур. Пропорция.
Силуэт
2
0.5
1.5
Тема 1.5 Рисунок предметов быта. Пропорция
3
0.5
2.5
Тема 1.6 Зарисовка чучела птицы
4
0.5
3.5
6
2
3
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
5
1
4
Тема 2.1 Светотеневая зарисовка простых по форме
предметов
3
0.5
2.5
Тема 2.2 Зарисовка предметов простой формы с учетом
тональной окрашенности
2
0.5
1.5
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и
материальность
4
0.5
3.5
Тема 3.1Тональная зарисовка чучела животного (мягкий
материал)
2
0.5
1.5
Тема 3.2 Зарисовка мягкой игрушки
2
-
2
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
11
1
10
Тема 4.1 Рисунок предметов быта на светлом фоне.
2
0.5
1.5
Тема 4.2 Натюрморт из двух предметов быта светлых по
тону на темном фоне
3
-
3
Тема 4.3 Натюрморт из двух предметов быта
4
0.5
3.5
Тема 4.4 Контрольное задание
2
ИТОГО:
34
2
6
26
2 класс
Количество часов
№
Название разделов и тем
раздела
1
2
всего теория
практи
ка
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание
художественного образа графическими средствами
3
0.5
2.5
Тема 1.1 Натюрморт с комнатным растением на
светлом фоне
3
0.5
2.5
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
11
1.5
9.5
Тема 2.1Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в
перспективе
2
0.5
1.5
Тема 2.2Рисунок гипсового геометрических тел
вращения (цилиндр, конус, шар)
3
0.5
2.5
Тема 2.3 Рисунок гипсового куба
3
0.5
2.5
Тема 2.4 Зарисовки предметов быта имеющих
призматическую форму с натуры и по памяти
3
-
3
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и
8
1
7
7
материальность
3
4
Тема 3.1Зарисовки чучела птицы
4
0.5
3.5
Тема 3.2 Зарисовки предметов, различных по
материалу
4
0.5
3.5
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
11
1.5
9.5
Тема 4.1 Натюрморта из двух предметов быта
призматической формы
3
0.5
2.5
Тема 4.2 Натюрморт из предметов призматической и
цилиндрической формы
3
0.5
2.5
Тема 4.3 Натюрморт из предметов простой формы
разных по тону и материалу
4
0.5
3.5
Тема 4.4 Контрольный урок
1
-
1
ИТОГО:
34
4.5
29.5
3 класс
Количество часов
№
разде Название разделов и тем
ла
всего теория
практи
ка
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание
художественного образа графическими средствами
8
1.5
5.5
Тема 1.1 Вводная беседа о рисунке.
Организация работы. Тематический натюрморт
«Осенний»
4
1
3
Тема 1.2Натюрморт «Дары моего огорода»
4
0.5
3.5
Раздел 2. Тональный длительный рисунок
4
0.5
3.5
Тема 2.1Натюрморт из предметов быта, один из
которых имеет комбинированную форму,
расположенных на уровне глаз учащихся
4
0.5
3.5
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
4
0.5
3.5
Тема 3.1 Рисунок чучела птицы
4
0.5
3.5
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
18
1.5
11.5
Тема 4.1 Натюрморт с чучелом птицы
4
0.5
3.5
Тема 4.2 Натюрморт из двух предметов быта, один из
которых имеет комбинированную форму,
расположенных ниже уровня глаз учащихся
4
0.5
3.5
8
Тема 4.3 Натюрморт из 2-х предметов
комбинированной формы разных по тону.
4
0.5
3.5
Тема 4.4 Натюрморт из трех-четырех гипсовых
геометрических тел
5
0.5
4.5
Тема 4.5 Контрольный урок
1
-
1
ИТОГО:
34
4.5
29.5
4класс
Количество часов
№ раздела Название разделов и тем
всего теория
практи
ка
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
7
1.5
5.5
Тема 1.1 Вводная беседа о рисунке.
Организация работы. Натюрморта из трех
гипсовых геометрических тел.
4
1
3
Тема 1.2 Рисунок однотонной драпировки с
простыми складками
3
0.5
2.5
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и
материальность.
4
0.5
3.5
Тема 2.1 Натюрморт с металлической и
стеклянной посудой
4
0.5
3.5
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень
10
1.5
8.5
Тема 3.1 Рисунок цилиндра в горизонтальном
положении. Построения окружности в
пространстве
3
0.5
2.5
Тема 3.2 Зарисовки предметов быта (кружка,
кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении
4
0.5
3.5
Тема 3.3 Наброски по памяти отдельных
предметов
3
0.5
2.5
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
7
1
6
Тема 4.1 Рисунок гипсового шара
3
0.5
2.5
Тема 4.2 Натюрморт с предметом
цилиндрической формы в горизонтальном
положении и драпировкой
4
0.5
3.5
Раздел 5. Линейно-конструктивный рисунок
6
0.5
5.5
Тема5.1 Натюрморт в интерьере с масштабным
5
0.5
4.5
9
предметом
Тема 5.2 Контрольный урок
1
-
1
ИТОГО
34
5
29
Содержание программы
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует
рассматривать как рекомендательные, что даёт преподавателю возможность
творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им
методы и приемы, а также ориентироваться на возможности учащихся.
Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие
этапы:
обзорное знакомство с каждой темой;
изучение основных технологических приёмов;
практическое выполнение заданий.
Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала:
1-2 классы– общее ознакомление учащихся с техническими приемами,
законами
перспективы,
живописным
рисунком,
фактурой
и
материальностью, тональным длительным рисунком, приобретение основных
навыков и умений;
3-4 классы – более углубленное изучение в создании художественного
образа графическими средствами, тонального длительного рисунка, линейноконструктивного рисунка, совершенствование умений и навыков.
1 класс
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с
материалами, принадлежностями,
инструментами, приемы работы
карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих»,
«пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие
«тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на
усиление и ослабление тона. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок
орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат,
окружность и т д.). Закрепление навыков проведения прямых и дугообразных
линий. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш - Т,
ТМ, М.
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев,
бабочек. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов.
Понятие
«композиция»,
«симметрия»
в
учебном
рисунке.
10
Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал –
графитный карандаш.
1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур. Пропорции. Силуэт.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по
соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Правильная передача
тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4.
Материал – графитный карандаш.
Тема 1.5 Рисунок предметов быта. Пропорция
Рисунок
предметов быта различных по соотношению сторон и тону.
Правильная передача тональных отношений. Формат А4. Материал –
графитный карандаш.
1.6. Тема. Зарисовка чучела птицы.
Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие
глазомера. Формат А4. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
Тема 2.1 Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных
предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без
фона). Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа.
Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Тема 2.2 Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной
окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов
с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Раздел 3.Живописный рисунок. Фактура и материальность
Тема 3.1Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).
Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с
приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции.
Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4.
Материал – уголь, сангина.
Тема 3.2 Зарисовка мягкой игрушки.
Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям.
Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа.
Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
Тема 4.1.Рисунок предметов быта на светлом фоне.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и
светлых по тону, на сером фоне. Передача материальности. Композиция
листа. Освещение естественное. Формат А4. Материал – графитный
карандаш.
Тема 4.2.Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на темном
фоне.
11
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и
светлых по тону на темном фоне. Особенности компоновки в листе группы
предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Освещение естественное.
Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Тема 4.3. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону.
Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений,
навыков, полученных в первом классе. Формат А-4. Материал – графитный
карандаш.
Тема 4.4 Контрольный урок.
2 класс.
Раздел 1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами.
Тема 1.1Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением на светлом
фоне. Композиция листа. Выразительная передача образа, формы и строения
растения. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке
Тема 2.1. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок
прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и
горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный
рисунок круга в горизонтальном положении. Знакомство с понятием
перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом
построения окружности в перспективе. Композиция листа. Формат А4.
Материал – графитный карандаш.
Тема 2.2 Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус,
шар).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.),
расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел
вращения. Построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи
объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А4.
Материал – графитный карандаш.
Тема 2.3 Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление
правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Тема 2.4 Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с
натуры и по памяти.
12
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии.
Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти.
Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Раздел 3.Живописный рисунок. Фактура и материальность
Тема 3.1 Зарисовки чучела птиц.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске.
Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача
материальности оперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал –
уголь, сангина.
Тема 3.2 Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и
блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования
светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное.
Формат А4. Материал – мягкий графитный карандаш.
Раздел 4.Тональный длительный рисунок
Тема 4.1 Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки,
шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение
мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции.
Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений.
Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Тема 4.2 Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической
формы.
Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне
драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа.
Пропорции. Выразительность силуэта группы предметов. Освещение
контрастное. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш. \
Тема 4.3 Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и
материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов
домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков, полученных во
втором классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Тема 4.4 Контрольный урок.
3 класс
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа
графическими средствами
Тема 1.1Тематический натюрморт «Осенний».
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места. Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний»
(предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение
принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок
13
до определенной степени завершенности. Освещение верхнее боковое.
Формат А-3 Материал – графитный карандаш.
Тема 1.2 Натюрморт «Дары моего огорода».
Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие
композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный .Формат
А-3 Материал – графитный карандаш.
Раздел 2. Тональный длительный рисунок
Тема 2.1 Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне глаз
учащихся.
Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных
по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на
уровне глаз обучающегося. Фон нейтральный, средний по тону. Формат А-3,
Материал – графитный карандаш.
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок
Тема3.1 Рисунок чучела птицы.
Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона.
Выявление конструктивных особенностей формы. Фон светлый. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Раздел 4.Тональный длительный рисунок
Тема 4.1Натюрморт с чучелом птицы.
Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка
натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление
локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.
Фон светло-серый нейтральный. Формат А3. Материал — уголь, сангина,
мел.
Тема 4.2 Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет
комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся
Рисунок натюрморта из предметов быта (стекло, металл, керамика, дерево и
т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения.
Четкость в последовательности выполнения работы. Формат А3. Материал
по выбору.
Тема 4.3 Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных
по тону.
Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка
натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных
сокращений. Цельность изображения натюрморта.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Тема 4.4 Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел. Закрепление знаний,
умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в
процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор
формата. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал –
графитный карандаш.
Тема 4.5 Контрольный урок.
14
4 класс
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
Тема 1.1 Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Натюрморта из
трех гипсовых геометрических тел.
Вводный урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места.
Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и
тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в
рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Формат
А2. Материал – графитный карандаш.
Тема 1.2 Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.
Тональный рисунок драпировки с простыми складками. Знакомство с
формообразованием складок ткани и методом их изображения. Фон
нейтральный. Освещение, четко направленное. Формат А2. Материал –
графитный карандаш.
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность.
Тема 2.1 Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.
Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла.
Характерные особенности передачи материальности металла и стекла
графическими средствами. Цельность изображения натюрморта. Фон
нейтральный. Освещение, четко направленное. Формат А2 Материал –
графитный карандаш.
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.
Тема 3.1 Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения
окружности в пространстве.
Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость).
Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения.
Передача выразительности линий в пространстве. Освещение верхнее,
боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
Тема 3.2 Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.
Рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и
т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепление
материала предыдущего задания на примере предметов быта Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Тема 3.3 Наброски по памяти отдельных предметов быта.
Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти
Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Формат А4. Материал –
графитный карандаш.
Раздел 4.Тональный длительный рисунок
Тема 4.1 Рисунок гипсового шара.
Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция
листа. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (от
блика до падающей тени), применение штриха по форме. Формат А-3,
Материал – графитный карандаш.
15
Тема 4.2 Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном
положении и драпировкой.
Закрепление материала предыдущих заданий. Последовательность ведения
рисунка, выполнение эскизов, перевод на формат. Передача больших
тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Освещение
верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Раздел 5.Линейно-конструктивный рисунок.
Тема 5.1Натюрморт в интерьере с масштабным предметом.
Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор)
с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношение
масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в
листе. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение
направленное. Формат А2, А3. Материал – графитный карандаш.
Тема 5.2 Контрольный урок.
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник должен уметь:
использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
моделировать форму предметов тоном;
последовательно вести длительную постановку;
рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
принимать выразительное решение постановок с передачей
эмоционального состояния;
знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;
законы перспективы.
их
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую
аттестацию.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в рамках расписаний
занятий (на каждом уроке или по завершению учебного задания)
для
поддержания учебной дисциплины и выявления отношения учащегося к
изучаемому предмету. Результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных оценок.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
16
творческого просмотра по окончании каждой учебной четверти учебного
года.
Четвертная оценка выводится как среднеарифметическая путем
суммирования текущих оценок и оценки по промежуточной аттестации (за
творческий просмотр).
Итоговая аттестация (итоговый просмотр) проводится за счет
времени отведенного на проведение итоговой аттестации согласно графику
учебного процесса и определяет уровень и качество владения полным
комплексом знаний, умений и навыков в соответствии с программными
требованиями. Итоговая аттестация проводится в форме итогового
просмотра-выставки работ, выполненных
в последнем полугодии
выпускного класса. По итогам этого просмотра-выставки выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»,
которая фиксируется в соответствующей учебной документации.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в свидетельстве об
окончании курса и выводится
как
среднеарифметическая
путем
суммирования годовой оценки и оценки по итоговому просмотрувыставке.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «5», «4», «3».
5 (отлично):
самостоятельный выбор формата;
правильную компоновку изображения в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
4 (хорошо):
допускаются некоторые неточность в компоновке, небольшие недочеты в
конструктивном
построении,
незначительные
нарушения
в
последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в
передаче тональных отношений.
3 (удовлетворительно):
предполагаются грубые ошибки в компоновке, неумение самостоятельно
вести рисунок, неумение самостоятельно анализировать и исправлять
допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Рисунок» необходимы
следующие учебно-методические пособия и методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
17
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Процесс обучения учащихся изобразительному искусству строится на основе
его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. В
ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей.
Одним из результативных методов в освоении рисунка является проведение
преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся
увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты
мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения
задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться
степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к
выполняемой работе.
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности,
индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов
освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет
преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в
обучении и развитии творческих способностей.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004
Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол.
учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Эксмо, 2010
Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.
искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006
Медведев Л. Формирование графического художественного образа на
занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
18
Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.М.: Изобраз. искусство, 1981
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой
половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической
анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О.
Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
19