МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Утверждена» Педсоветом
Протокол № 1
от «18» августа 2023 г.
«Утверждаю»
директор МУДО «Детская музыкальная школа
Зейского района»
____________Я.А.Семак
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
Разработчик: Лебедева Елена Алексеевна,
преподаватель первой квалификационной категории
с. Овсянка, 2023 год
I.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №19101-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
вокального исполнительства в детских школах искусств.
Представленная программа является методическим пособием для
преподавания предмета «Сольное пение» в Детской школе искусств.
Основной целью предмета является приобщение детей к основам мировой
музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса,
формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков.
Пение является одним из самых доступных средств приобщения детей к
музыкальному искусству. Многие дети от природы обладают хорошими
музыкальными данными - ярким голосом, чистой интонацией.
Формирование вокальных навыков позволяет учащимся в дальнейшем
самостоятельно осваивать как классический, так и современный вокальный
репертуар.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) - 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 2 занятия по
40 минут в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
исполнения сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета "Сольное пение" со сроком
обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый
годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Сольное пение»
Вид учебной
работы,
Всего
Затраты учебного времени
часов
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
1
2
3
4
5
6
7
8
16
18
16
18
16
18
16
18
32
36
32
36
32
36
32
36
272
Самостоятель
32
36
32
36
32
36
32
36
272
ная работа
64
72
64
72
64
72
64
72
544
Максимальная
учебная
нагрузка
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным
предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу
может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем
сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272
часа - самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Цель учебного предмета
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретённых им знаний, умений и навыков вокального исполнительства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Сольное пение» являются:
• Формирование мировоззрения и музыкального вкуса учащегося,
приобщение его к лучшим произведениям народной, классической, современной
музыки через пение - самый доступный, активный вид музыкальной
деятельности;
• Воздействие на психологию учащегося, повышение его самооценки,
формирование активной жизненной позиции посредством пения;
• Формирование у обучающегося основных вокальных навыков:
звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки
эмоциональной выразительности исполнения;
• совершенствование качества звучания голоса: тембра, звукового и
динамического диапазонов, чистоты интонирования, чёткости дикции;
• приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
• воспитание у детей трудолюбия, терпения, дисциплины;
• развитие артистизма и музыкальности учащегося.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Предложенные методы работы на уроках сольного пения в рамках
общеразвивающей
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального
исполнительства. Для достижения поставленной цели и реализации задач
предмета используются следующие методы обучения:
- словесный
(объяснение,
разбор,
анализ
музыкального
произведения)
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения,
деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Для того чтобы научиться петь, необходимо получить определенные
музыкально-технические знания, помогающие владеть своим голосом и
сформировать основные вокальные навыки:
• сформированный навык певческой установки обеспечит удобное
положение всего дыхательного аппарата, что очень необходимо в пении;
• навык звукообразования в разных голосовых регистрах является
основополагающим в вокальной педагогике;
• артикуляция и дикция в пении играют очень важную роль.
Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при чёткой и
ясной дикции и правильной артикуляции.
• слуховые навыки - слуховое внимание и самоконтроль, вокальнослуховые представления о певческом звуке и способах его формирования ученик
получает на каждом этапе обучения;
Данная программа отражает разнообразие репертуара и индивидуальный
подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на
обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения
ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Первый год обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку;
- уметь пользоваться певческим дыханием: вдох спокойный, без
напряжения, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного
выдоха;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными звуками,
чётко произносить согласные звуки;
- следить за чистой интонацией;
- использовать активную артикуляцию.
В программу первого года обучения входят упражнения для развития
дыхания: дыхательная гимнастика, а так же упражнения развивающие
длительность выдоха.
Для развития дикции необходимы специальные упражнения, например,
скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, а так же вокальные упражнения,
развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань.
Элементарные вокальные упражнения в медленном темпе необходимо
петь с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая
секунды, малая и большая терции, чистая октава.
В репертуар должны входить как народные, так и популярные детские
песни. В течение учебного года необходимо пройти от 8 до 12 разнохарактерных
произведений, два из которых выносятся на зачет по сольному пению в конце
года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни: «А мы просо сеяли», «Заинька», «Как
пошли наши подружки», «Как у наших у ворот».
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев и других.
Второй год обучения
На втором году обучения продолжается работа по закреплению
полученных ранее начальных вокально-технических навыков, в работу
включаются элементы исполнительства. В результате второго года обучения
учащийся должен:
- расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
брать дыхание соответственно характеру произведения, совершенствовать
навыки цепного дыхания при исполнении продолжительных фраз;
- развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ и
языка, выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные звуки;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений,
включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на
октаву вверх и вниз. В упражнениях должны быть использованы сочетания
гласных и согласных звуков, например: ми, зи, брэ, кра, дай, дой и тому
подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации. Для плавного
дыхания и сохранения постоянного чувства опоры полезны упражнения на
легато. В репертуар должны входить народные и популярные детские песни. В
течение учебного года необходимо пройти от 8 до 10 разнохарактерных
произведений, два из которых выносятся на зачет в конце года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла» Песни
советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс,
Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Борис
Савельев.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев и других.
Третий год обучения
На третьем году обучения продолжается работа над укреплением
вокально-технических навыков, а также по преодолению дефектов артикуляции
и произношения. В результате третьего года обучения учащийся должен:
- уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на
опоре;
- добиваться филирования звука, широко использовать различные приемы
звуковедения, от широкой кантилены до легкого стаккато;
- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова;
развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах;
- работать над чистой интонацией;
- добиваться эмоционального исполнения: выразительная мимика лица,
синтез движения и пения.
Упражнения на третьем году обучения должны быть в пределах квинты и
включать в себя мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе.
Репертуар должен быть разнообразным и включать в себя наряду с народными и
современными песнями произведения композиторов-классиков. В течение
учебного года необходимо пройти от 8 до 10 произведений, два из которых
выносятся на зачет в конце года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни «Ой, да не вечер», «Калинка»
Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен,
Ф. Шуберт, М.И. Глинка.
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других.
Четвёртый год обучения
При развитии вокально-технических навыков следует устранять
имеющиеся недостатки, а также укреплять положительные навыки.
В этот год обучения следует уделить внимание приобретению учащимся
навыка публичного выступления. Стремиться к непринуждённому и
естественному исполнению произведений. В лучшем случае должны быть
выполнены требования развитого дыхания, ощущение высокой певческой
позиции и опоры звука. Исполнение произведений должно быть осмысленным,
выразительным, эмоциональным.
В результате четвёртого года обучения учащийся должен:
- уметь соединять грудной и головной регистр (т.е. микстовое пение);
- вырабатывать ощущение движения мелодии и кульминации в
исполняемых произведениях;
- владеть навыком красивого и выразительного пения;
- раскрыть свой индивидуальный тембр, развивать певучесть голоса;
- иметь «опёртое» дыхание при пении;
- работать над подвижностью голоса без форсировки и напряжения.
. Можно пройти 3-4 несложных вокализа.
В репертуар должны входить произведения классиков и современные
песни. За учебный год нужно пройти от 10 до 12 произведений, три из которых
выносятся на итоговый экзамен.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни: « Ничто в полюшке не колышется»,
« Помню, я ещё молодушкой была»
«Я на камушке сижу»
«Вдоль по улице метелица метёт»
Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен,
Ф. Шуберт, М.И. Глинка, П.И. Чайковский
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета Сольное пение, который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющих использовать возможности своего голоса для достижения
наиболее
убедительной
интерпретации
вокальных
произведений,
самостоятельно накапливать музыкальный репертуар из произведений
различных эпох, стилей, направлений;
• знание вокального репертуара (произведения русских и зарубежных
классиков, современных композиторов)
• знание художественно-исполнительских возможностей своего голоса;
• умение работать в ансамбле с фортепиано, слушать игру
концертмейстера;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольное пение»
являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся,
•
промежуточная аттестация,
•
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока или
зачета, которые проводятся в виде технического зачета, академического
концерта, исполнение концертной программы. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводится на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Итоговая аттестация проводится за пределами аудиторного времени в
форме экзамена.
2.
Критерии оценок
Система оценок в рамках текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации предполагает балльную шкалу «5», «4», «3».
Оценка
Критерии
«5», отлично - хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность
произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может
быть выше его);
- качественное исполнение программы: ровное звучание в технике,
выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность,
сценическая выдержка;
- передача образного содержания произведения,
- способность корректировать свое исполнение в зависимости от
ситуации
- репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения
«4»,
хорошо
(класса), как и количество проходимого материала;
- допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но
качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;
- передача образного содержания;
- присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические
отклонения
«3»
удовлетворите - недостаточное репертуарное продвижение,
льно
- погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная
техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное
легато,
отсутствие
интонирования,
плохая
артикуляция,
непонимание формы и характера исполняемого произведения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Сольное пение» развивать музыкальные данные учащегося, формировать у него исполнительские
вокальные умения и навыки.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, Доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
развития его вокальных навыков. Чем младше ученик, тем легче задачи, и
наоборот. Отобранные вокальные произведения должны отличаться
выразительной и ясной в ладовом отношении мелодией, доступным для
учащегося диапазоном. При подборе репертуара следует избегать слишком
высокой или низкой тесситуры, тональностей, не соответствующих конкретному
голосу и возможностям учащегося. Не допускать завышения репертуара по
степени трудности.
Тексты исполняемых вокальных произведений должны быть доступны для
понимания и соответствовать жизненному опыту учащегося.
Упражнения для распевания должны быть так же доступны логическому
пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться
постепенно.
В целом работу над вокальным произведением можно разделить на
следующие разделы:
- знакомство с произведением и его авторами;
- разучивание вокальной партии (определение тональности, размера,
сольфеджирование, работа над чистотой интонирования, над сложными
мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического
рисунка), пение со словами (разбор текста произведения);
- работа над звуковедением, дикцией, артикуляцией;
определение формы произведения, смысловой и динамической
кульминации;
- работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
- работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;
- достижение художественно-образного сценического исполнения.
Важной задачей преподавателя должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению работать над трудными местами, хорошо уметь
читать с листа нотную партию, грамотно работать над правильностью
произношения текста. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной.
Репертуар должен состоять из лучших произведений народной,
классической и современной музыки.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Учащийся должен тщательно выучить слова и вокальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания.
После каждого урока с преподавателем необходимо вновь репетировать
изучаемые произведения, чтобы исправить указанные преподавателем
недостатки в пении. Выполнение обучающимся домашнего задания должно
контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями,
хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному
предмету.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемых нотных сборников
Абелян Л. «Как рыжик научился петь
- М.," Советский композитор" 1989
Антонов Ю.,Дунаевский М. ПЕСНИ - М- 1987 Журбин А. На свете жил один
чудак - Ярославль
" Академия развития" 2006
Крохмаль В.Н. Вокализы М., 2004 г.
Крупа-Шушарина С. Небесная свирель Песни для детей
и юношества " Сибирский родник" 2006
Кудряшов А. Песни для детей Настольная книга
Музыкального руководителя "Феникс"
Кудряшов А. Радужные нотки Песни для детей
Ростов-на-Дону "Феникс"
Поплянова Е. Мы на уроке играем - М., "Новая школа" 1994 Струве Г. Нотный
бал Сборник песен 1 -4 классы -М- 2005 Струве Г. Я хочу увидеть музыку
Сборник песен
5-11 классы -М- 2005
Чичков Ю. Песни для детей на стихи М. Пляцковского
-М., "Музыка" 1989
УЛЫБКА Популярные песни из детских мультфильмов Выпуск
- М., "Советский композитор" 1989
Хрестоматия для начального обучения сольному
пению Произведения Русских и Зарубежных композиторов
Сост. Смелкова Т. - М- 2008
2.
Список рекомендуемой методической литературы
Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М., «Педагогика», 1970
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- М., «Музыка»,1968
Дмитриев А. Голосовой аппарат певца. - М., «Музгиз»,1964.
Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.-СПб,1996
Малышева Н. О пении М." Советский композитор", 1988
Маркуорт Л. Самоучитель по пению - М., 2006
Менабени А. Методика обучению сольному пению
М., "Просвещение", 1987