МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Утверждена» Педсоветом Протокол № 1 от «18» августа 2023 г. «Утверждаю» директор МУДО «Детская музыкальная школа Зейского района» ____________Я.А.Семак «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» Разработчик: Лебедева Елена Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории с. Овсянка, 2023 год I. Структура программы учебного предмета Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №19101-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств. Представленная программа является методическим пособием для преподавания предмета «Сольное пение» в Детской школе искусств. Основной целью предмета является приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков. Пение является одним из самых доступных средств приобщения детей к музыкальному искусству. Многие дети от природы обладают хорошими музыкальными данными - ярким голосом, чистой интонацией. Формирование вокальных навыков позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать как классический, так и современный вокальный репертуар. Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) - 12 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 2 занятия по 40 минут в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета "Сольное пение" со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Сольное пение» Вид учебной работы, Всего Затраты учебного времени часов нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 1 2 3 4 5 6 7 8 16 18 16 18 16 18 16 18 32 36 32 36 32 36 32 36 272 Самостоятель 32 36 32 36 32 36 32 36 272 ная работа 64 72 64 72 64 72 64 72 544 Максимальная учебная нагрузка Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272 часа - самостоятельная работа. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме. Цель учебного предмета Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков вокального исполнительства. Задачи учебного предмета Задачами предмета «Сольное пение» являются: • Формирование мировоззрения и музыкального вкуса учащегося, приобщение его к лучшим произведениям народной, классической, современной музыки через пение - самый доступный, активный вид музыкальной деятельности; • Воздействие на психологию учащегося, повышение его самооценки, формирование активной жизненной позиции посредством пения; • Формирование у обучающегося основных вокальных навыков: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения; • совершенствование качества звучания голоса: тембра, звукового и динамического диапазонов, чистоты интонирования, чёткости дикции; • приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений; • воспитание у детей трудолюбия, терпения, дисциплины; • развитие артистизма и музыкальности учащегося. Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Предложенные методы работы на уроках сольного пения в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального исполнительства. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального произведения) - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); - прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; индивидуальный подход к каждому ученику. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Требования по годам обучения Для того чтобы научиться петь, необходимо получить определенные музыкально-технические знания, помогающие владеть своим голосом и сформировать основные вокальные навыки: • сформированный навык певческой установки обеспечит удобное положение всего дыхательного аппарата, что очень необходимо в пении; • навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике; • артикуляция и дикция в пении играют очень важную роль. Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при чёткой и ясной дикции и правильной артикуляции. • слуховые навыки - слуховое внимание и самоконтроль, вокальнослуховые представления о певческом звуке и способах его формирования ученик получает на каждом этапе обучения; Данная программа отражает разнообразие репертуара и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Первый год обучения В результате первого года обучения учащиеся должны уметь: - правильно применять певческую установку; - уметь пользоваться певческим дыханием: вдох спокойный, без напряжения, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха; - правильно формировать гласные в сочетании с согласными звуками, чётко произносить согласные звуки; - следить за чистой интонацией; - использовать активную артикуляцию. В программу первого года обучения входят упражнения для развития дыхания: дыхательная гимнастика, а так же упражнения развивающие длительность выдоха. Для развития дикции необходимы специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань. Элементарные вокальные упражнения в медленном темпе необходимо петь с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава. В репертуар должны входить как народные, так и популярные детские песни. В течение учебного года необходимо пройти от 8 до 12 разнохарактерных произведений, два из которых выносятся на зачет по сольному пению в конце года. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Русские народные песни: «А мы просо сеяли», «Заинька», «Как пошли наши подружки», «Как у наших у ворот». Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков. Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников, Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав Тюльканов, Андрей Усачев и других. Второй год обучения На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, в работу включаются элементы исполнительства. В результате второго года обучения учащийся должен: - расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав; - работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры; брать дыхание соответственно характеру произведения, совершенствовать навыки цепного дыхания при исполнении продолжительных фраз; - развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ и языка, выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные звуки; - работать над чистотой интонации и выразительностью звука. В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз. В упражнениях должны быть использованы сочетания гласных и согласных звуков, например: ми, зи, брэ, кра, дай, дой и тому подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации. Для плавного дыхания и сохранения постоянного чувства опоры полезны упражнения на легато. В репертуар должны входить народные и популярные детские песни. В течение учебного года необходимо пройти от 8 до 10 разнохарактерных произведений, два из которых выносятся на зачет в конце года. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Русские народные песни «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла» Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Борис Савельев. Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников, Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав Тюльканов, Андрей Усачев и других. Третий год обучения На третьем году обучения продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков, а также по преодолению дефектов артикуляции и произношения. В результате третьего года обучения учащийся должен: - уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре; - добиваться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения, от широкой кантилены до легкого стаккато; - работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова; развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах; - работать над чистой интонацией; - добиваться эмоционального исполнения: выразительная мимика лица, синтез движения и пения. Упражнения на третьем году обучения должны быть в пределах квинты и включать в себя мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе. Репертуар должен быть разнообразным и включать в себя наряду с народными и современными песнями произведения композиторов-классиков. В течение учебного года необходимо пройти от 8 до 10 произведений, два из которых выносятся на зачет в конце года. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Русские народные песни «Ой, да не вечер», «Калинка» Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М.И. Глинка. Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков. Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников, Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других. Четвёртый год обучения При развитии вокально-технических навыков следует устранять имеющиеся недостатки, а также укреплять положительные навыки. В этот год обучения следует уделить внимание приобретению учащимся навыка публичного выступления. Стремиться к непринуждённому и естественному исполнению произведений. В лучшем случае должны быть выполнены требования развитого дыхания, ощущение высокой певческой позиции и опоры звука. Исполнение произведений должно быть осмысленным, выразительным, эмоциональным. В результате четвёртого года обучения учащийся должен: - уметь соединять грудной и головной регистр (т.е. микстовое пение); - вырабатывать ощущение движения мелодии и кульминации в исполняемых произведениях; - владеть навыком красивого и выразительного пения; - раскрыть свой индивидуальный тембр, развивать певучесть голоса; - иметь «опёртое» дыхание при пении; - работать над подвижностью голоса без форсировки и напряжения. . Можно пройти 3-4 несложных вокализа. В репертуар должны входить произведения классиков и современные песни. За учебный год нужно пройти от 10 до 12 произведений, три из которых выносятся на итоговый экзамен. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Русские народные песни: « Ничто в полюшке не колышется», « Помню, я ещё молодушкой была» «Я на камушке сижу» «Вдоль по улице метелица метёт» Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М.И. Глинка, П.И. Чайковский Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков. Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников, Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ. Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета Сольное пение, который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать возможности своего голоса для достижения наиболее убедительной интерпретации вокальных произведений, самостоятельно накапливать музыкальный репертуар из произведений различных эпох, стилей, направлений; • знание вокального репертуара (произведения русских и зарубежных классиков, современных композиторов) • знание художественно-исполнительских возможностей своего голоса; • умение работать в ансамбле с фортепиано, слушать игру концертмейстера; IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольное пение» являются: • текущий контроль успеваемости учащихся, • промежуточная аттестация, • итоговая аттестация. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; • качество выполнения домашних заданий; • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы; • темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; • качество выполнения домашних заданий; • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы; • темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока или зачета, которые проводятся в виде технического зачета, академического концерта, исполнение концертной программы. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводится на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговая аттестация При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проводится за пределами аудиторного времени в форме экзамена. 2. Критерии оценок Система оценок в рамках текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации предполагает балльную шкалу «5», «4», «3». Оценка Критерии «5», отлично - хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его); - качественное исполнение программы: ровное звучание в технике, выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность, сценическая выдержка; - передача образного содержания произведения, - способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации - репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения «4», хорошо (класса), как и количество проходимого материала; - допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно; - передача образного содержания; - присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения «3» удовлетворите - недостаточное репертуарное продвижение, льно - погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция, непонимание формы и характера исполняемого произведения. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Одна из главных задач преподавателя по предмету «Сольное пение» развивать музыкальные данные учащегося, формировать у него исполнительские вокальные умения и навыки. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, Доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень развития его вокальных навыков. Чем младше ученик, тем легче задачи, и наоборот. Отобранные вокальные произведения должны отличаться выразительной и ясной в ладовом отношении мелодией, доступным для учащегося диапазоном. При подборе репертуара следует избегать слишком высокой или низкой тесситуры, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям учащегося. Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Тексты исполняемых вокальных произведений должны быть доступны для понимания и соответствовать жизненному опыту учащегося. Упражнения для распевания должны быть так же доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. В целом работу над вокальным произведением можно разделить на следующие разделы: - знакомство с произведением и его авторами; - разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонирования, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами (разбор текста произведения); - работа над звуковедением, дикцией, артикуляцией; определение формы произведения, смысловой и динамической кульминации; - работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой; - работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения; - достижение художественно-образного сценического исполнения. Важной задачей преподавателя должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению работать над трудными местами, хорошо уметь читать с листа нотную партию, грамотно работать над правильностью произношения текста. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Репертуар должен состоять из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Учащийся должен тщательно выучить слова и вокальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. После каждого урока с преподавателем необходимо вновь репетировать изучаемые произведения, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в пении. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Список рекомендуемых нотных сборников Абелян Л. «Как рыжик научился петь - М.," Советский композитор" 1989 Антонов Ю.,Дунаевский М. ПЕСНИ - М- 1987 Журбин А. На свете жил один чудак - Ярославль " Академия развития" 2006 Крохмаль В.Н. Вокализы М., 2004 г. Крупа-Шушарина С. Небесная свирель Песни для детей и юношества " Сибирский родник" 2006 Кудряшов А. Песни для детей Настольная книга Музыкального руководителя "Феникс" Кудряшов А. Радужные нотки Песни для детей Ростов-на-Дону "Феникс" Поплянова Е. Мы на уроке играем - М., "Новая школа" 1994 Струве Г. Нотный бал Сборник песен 1 -4 классы -М- 2005 Струве Г. Я хочу увидеть музыку Сборник песен 5-11 классы -М- 2005 Чичков Ю. Песни для детей на стихи М. Пляцковского -М., "Музыка" 1989 УЛЫБКА Популярные песни из детских мультфильмов Выпуск - М., "Советский композитор" 1989 Хрестоматия для начального обучения сольному пению Произведения Русских и Зарубежных композиторов Сост. Смелкова Т. - М- 2008 2. Список рекомендуемой методической литературы Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М., «Педагогика», 1970 Дмитриев А. Основы вокальной методики.- М., «Музыка»,1968 Дмитриев А. Голосовой аппарат певца. - М., «Музгиз»,1964. Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.-СПб,1996 Малышева Н. О пении М." Советский композитор", 1988 Маркуорт Л. Самоучитель по пению - М., 2006 Менабени А. Методика обучению сольному пению М., "Просвещение", 1987