ДООП СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Утверждена» Педсоветом
Протокол № 1
от «18» августа 2023 г.

«Утверждаю»
директор МУДО «Детская музыкальная школа
Зейского района»
____________Я.А.Семак

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

Разработчик: Лебедева Елена Алексеевна,
преподаватель первой квалификационной категории

с. Овсянка, 2023 год

I.

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №19101-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
вокального исполнительства в детских школах искусств.
Представленная программа является методическим пособием для
преподавания предмета «Сольное пение» в Детской школе искусств.
Основной целью предмета является приобщение детей к основам мировой
музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса,
формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков.
Пение является одним из самых доступных средств приобщения детей к
музыкальному искусству. Многие дети от природы обладают хорошими
музыкальными данными - ярким голосом, чистой интонацией.
Формирование вокальных навыков позволяет учащимся в дальнейшем
самостоятельно осваивать как классический, так и современный вокальный
репертуар.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) - 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 2 занятия по
40 минут в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
исполнения сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета "Сольное пение" со сроком
обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый
годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Сольное пение»
Вид учебной
работы,
Всего
Затраты учебного времени
часов
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1

2

3

4

5

6

7

8

16

18

16

18

16

18

16

18

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятель
32
36
32
36
32
36
32
36
272
ная работа
64
72
64
72
64
72
64
72
544
Максимальная
учебная
нагрузка
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным
предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу
может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем
сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272
часа - самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Цель учебного предмета
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретённых им знаний, умений и навыков вокального исполнительства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Сольное пение» являются:
• Формирование мировоззрения и музыкального вкуса учащегося,
приобщение его к лучшим произведениям народной, классической, современной
музыки через пение - самый доступный, активный вид музыкальной
деятельности;
• Воздействие на психологию учащегося, повышение его самооценки,
формирование активной жизненной позиции посредством пения;
• Формирование у обучающегося основных вокальных навыков:
звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки
эмоциональной выразительности исполнения;
• совершенствование качества звучания голоса: тембра, звукового и
динамического диапазонов, чистоты интонирования, чёткости дикции;
• приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
• воспитание у детей трудолюбия, терпения, дисциплины;
• развитие артистизма и музыкальности учащегося.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;

• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Предложенные методы работы на уроках сольного пения в рамках
общеразвивающей
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального
исполнительства. Для достижения поставленной цели и реализации задач
предмета используются следующие методы обучения:
- словесный
(объяснение,
разбор,
анализ
музыкального
произведения)
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения,
деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Для того чтобы научиться петь, необходимо получить определенные
музыкально-технические знания, помогающие владеть своим голосом и
сформировать основные вокальные навыки:
• сформированный навык певческой установки обеспечит удобное
положение всего дыхательного аппарата, что очень необходимо в пении;
• навык звукообразования в разных голосовых регистрах является
основополагающим в вокальной педагогике;
• артикуляция и дикция в пении играют очень важную роль.
Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при чёткой и
ясной дикции и правильной артикуляции.

• слуховые навыки - слуховое внимание и самоконтроль, вокальнослуховые представления о певческом звуке и способах его формирования ученик
получает на каждом этапе обучения;
Данная программа отражает разнообразие репертуара и индивидуальный
подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на
обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения
ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Первый год обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку;
- уметь пользоваться певческим дыханием: вдох спокойный, без
напряжения, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного
выдоха;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными звуками,
чётко произносить согласные звуки;
- следить за чистой интонацией;
- использовать активную артикуляцию.
В программу первого года обучения входят упражнения для развития
дыхания: дыхательная гимнастика, а так же упражнения развивающие
длительность выдоха.
Для развития дикции необходимы специальные упражнения, например,
скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, а так же вокальные упражнения,
развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань.
Элементарные вокальные упражнения в медленном темпе необходимо
петь с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая
секунды, малая и большая терции, чистая октава.
В репертуар должны входить как народные, так и популярные детские
песни. В течение учебного года необходимо пройти от 8 до 12 разнохарактерных
произведений, два из которых выносятся на зачет по сольному пению в конце
года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни: «А мы просо сеяли», «Заинька», «Как
пошли наши подружки», «Как у наших у ворот».
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев и других.
Второй год обучения
На втором году обучения продолжается работа по закреплению
полученных ранее начальных вокально-технических навыков, в работу
включаются элементы исполнительства. В результате второго года обучения
учащийся должен:
- расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав;

- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
брать дыхание соответственно характеру произведения, совершенствовать
навыки цепного дыхания при исполнении продолжительных фраз;
- развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ и
языка, выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные звуки;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений,
включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на
октаву вверх и вниз. В упражнениях должны быть использованы сочетания
гласных и согласных звуков, например: ми, зи, брэ, кра, дай, дой и тому
подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации. Для плавного
дыхания и сохранения постоянного чувства опоры полезны упражнения на
легато. В репертуар должны входить народные и популярные детские песни. В
течение учебного года необходимо пройти от 8 до 10 разнохарактерных
произведений, два из которых выносятся на зачет в конце года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла» Песни
советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд Паулс,
Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Борис
Савельев.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев и других.
Третий год обучения
На третьем году обучения продолжается работа над укреплением
вокально-технических навыков, а также по преодолению дефектов артикуляции
и произношения. В результате третьего года обучения учащийся должен:
- уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на
опоре;
- добиваться филирования звука, широко использовать различные приемы
звуковедения, от широкой кантилены до легкого стаккато;
- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова;
развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах;
- работать над чистой интонацией;
- добиваться эмоционального исполнения: выразительная мимика лица,
синтез движения и пения.
Упражнения на третьем году обучения должны быть в пределах квинты и
включать в себя мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе.
Репертуар должен быть разнообразным и включать в себя наряду с народными и
современными песнями произведения композиторов-классиков. В течение
учебного года необходимо пройти от 8 до 10 произведений, два из которых
выносятся на зачет в конце года.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни «Ой, да не вечер», «Калинка»
Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен,

Ф. Шуберт, М.И. Глинка.
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других.
Четвёртый год обучения
При развитии вокально-технических навыков следует устранять
имеющиеся недостатки, а также укреплять положительные навыки.
В этот год обучения следует уделить внимание приобретению учащимся
навыка публичного выступления. Стремиться к непринуждённому и
естественному исполнению произведений. В лучшем случае должны быть
выполнены требования развитого дыхания, ощущение высокой певческой
позиции и опоры звука. Исполнение произведений должно быть осмысленным,
выразительным, эмоциональным.
В результате четвёртого года обучения учащийся должен:
- уметь соединять грудной и головной регистр (т.е. микстовое пение);
- вырабатывать ощущение движения мелодии и кульминации в
исполняемых произведениях;
- владеть навыком красивого и выразительного пения;
- раскрыть свой индивидуальный тембр, развивать певучесть голоса;
- иметь «опёртое» дыхание при пении;
- работать над подвижностью голоса без форсировки и напряжения.
. Можно пройти 3-4 несложных вокализа.
В репертуар должны входить произведения классиков и современные
песни. За учебный год нужно пройти от 10 до 12 произведений, три из которых
выносятся на итоговый экзамен.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Русские народные песни: « Ничто в полюшке не колышется»,
« Помню, я ещё молодушкой была»
«Я на камушке сижу»
«Вдоль по улице метелица метёт»
Песни композиторов - классиков: И. Брамс, Э. Григ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен,
Ф. Шуберт, М.И. Глинка, П.И. Чайковский
Песни советских композиторов: Давид Тухманов, Яков Дубравин, Раймонд
Паулс, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Олег Хромушин, Юрий
Чичков.
Произведения современных российских композиторов: Юрий Верижников,
Александр Ермолов, Жанна Колмагорова, Евгений Цыбров, Вячеслав
Тюльканов, Андрей Усачев, Евгения Зарицкая и других.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета Сольное пение, который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющих использовать возможности своего голоса для достижения
наиболее
убедительной
интерпретации
вокальных
произведений,
самостоятельно накапливать музыкальный репертуар из произведений
различных эпох, стилей, направлений;
• знание вокального репертуара (произведения русских и зарубежных
классиков, современных композиторов)
• знание художественно-исполнительских возможностей своего голоса;
• умение работать в ансамбле с фортепиано, слушать игру
концертмейстера;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольное пение»
являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся,
•
промежуточная аттестация,
•
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока или
зачета, которые проводятся в виде технического зачета, академического
концерта, исполнение концертной программы. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводится на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Итоговая аттестация проводится за пределами аудиторного времени в
форме экзамена.
2.
Критерии оценок
Система оценок в рамках текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации предполагает балльную шкалу «5», «4», «3».
Оценка
Критерии
«5», отлично - хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность
произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может
быть выше его);
- качественное исполнение программы: ровное звучание в технике,
выразительность исполнения, владение интонированием, артистичность,
сценическая выдержка;
- передача образного содержания произведения,
- способность корректировать свое исполнение в зависимости от
ситуации
- репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения
«4»,
хорошо
(класса), как и количество проходимого материала;
- допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но
качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно;
- передача образного содержания;
- присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические
отклонения

«3»
удовлетворите - недостаточное репертуарное продвижение,
льно
- погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная

техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное
легато,
отсутствие
интонирования,
плохая
артикуляция,
непонимание формы и характера исполняемого произведения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Сольное пение» развивать музыкальные данные учащегося, формировать у него исполнительские
вокальные умения и навыки.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, Доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
развития его вокальных навыков. Чем младше ученик, тем легче задачи, и
наоборот. Отобранные вокальные произведения должны отличаться
выразительной и ясной в ладовом отношении мелодией, доступным для
учащегося диапазоном. При подборе репертуара следует избегать слишком
высокой или низкой тесситуры, тональностей, не соответствующих конкретному
голосу и возможностям учащегося. Не допускать завышения репертуара по
степени трудности.
Тексты исполняемых вокальных произведений должны быть доступны для
понимания и соответствовать жизненному опыту учащегося.
Упражнения для распевания должны быть так же доступны логическому
пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться
постепенно.
В целом работу над вокальным произведением можно разделить на
следующие разделы:
- знакомство с произведением и его авторами;
- разучивание вокальной партии (определение тональности, размера,
сольфеджирование, работа над чистотой интонирования, над сложными
мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического
рисунка), пение со словами (разбор текста произведения);
- работа над звуковедением, дикцией, артикуляцией;
определение формы произведения, смысловой и динамической
кульминации;
- работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
- работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;
- достижение художественно-образного сценического исполнения.
Важной задачей преподавателя должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению работать над трудными местами, хорошо уметь
читать с листа нотную партию, грамотно работать над правильностью
произношения текста. Самостоятельная работа должна быть регулярной и

продуктивной.
Репертуар должен состоять из лучших произведений народной,
классической и современной музыки.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Учащийся должен тщательно выучить слова и вокальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания.
После каждого урока с преподавателем необходимо вновь репетировать
изучаемые произведения, чтобы исправить указанные преподавателем
недостатки в пении. Выполнение обучающимся домашнего задания должно
контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями,
хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному
предмету.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемых нотных сборников
Абелян Л. «Как рыжик научился петь
- М.," Советский композитор" 1989
Антонов Ю.,Дунаевский М. ПЕСНИ - М- 1987 Журбин А. На свете жил один
чудак - Ярославль
" Академия развития" 2006
Крохмаль В.Н. Вокализы М., 2004 г.
Крупа-Шушарина С. Небесная свирель Песни для детей
и юношества " Сибирский родник" 2006
Кудряшов А. Песни для детей Настольная книга
Музыкального руководителя "Феникс"
Кудряшов А. Радужные нотки Песни для детей
Ростов-на-Дону "Феникс"
Поплянова Е. Мы на уроке играем - М., "Новая школа" 1994 Струве Г. Нотный
бал Сборник песен 1 -4 классы -М- 2005 Струве Г. Я хочу увидеть музыку
Сборник песен
5-11 классы -М- 2005
Чичков Ю. Песни для детей на стихи М. Пляцковского
-М., "Музыка" 1989
УЛЫБКА Популярные песни из детских мультфильмов Выпуск
- М., "Советский композитор" 1989
Хрестоматия для начального обучения сольному
пению Произведения Русских и Зарубежных композиторов
Сост. Смелкова Т. - М- 2008

2.
Список рекомендуемой методической литературы
Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М., «Педагогика», 1970
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- М., «Музыка»,1968
Дмитриев А. Голосовой аппарат певца. - М., «Музгиз»,1964.
Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.-СПб,1996
Малышева Н. О пении М." Советский композитор", 1988
Маркуорт Л. Самоучитель по пению - М., 2006
Менабени А. Методика обучению сольному пению
М., "Просвещение", 1987


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».