«Утверждена» Педсоветом Протокол № 1 от «18» августа 2023 г. «Утверждаю» директор МУДО «Детская музыкальная школа Зейского района» ____________Я.А.Семак Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Зейского района» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» с.Овсянка, 2023 г. Структура программы I. Пояснительная записка II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП III. Учебный план IV. График образовательного процесса V. Программы учебных предметов VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися; 1. Виды аттестации, условия проведения 2. Система оценки 3. Критерии оценок VII. Программа творческой, методической и просветительской деятельности ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика программы Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (далее Программа) разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры РФ от 21.11.2013г.№ 191-01-39/06-ГИ. Реализация Программы осуществляется Муниципальным учреждением дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района». Цель Программы: Эстетическое воспитание, повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения с привлечением наибольшего количества детей к творческой деятельности, формирование заинтересованной и грамотной аудитории слушателей. Задачи Программы: 1. Сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; 2. Развить интеллектуальные и художественно- творческие способности ребенка, его личные и духовные качества; 3. Дать основы начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства в индивидуальной траектории; 4. Дать возможность приобретения детьми опыта творческой деятельности. Срок освоения Программы. Срок освоения программы составляет 4 года (3 года 10 месяцев). Возраст обучающихся - дети от 6 до 17 лет включительно. Прием на обучение в МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) в связи с потребностью ребенка при наличии свободных мест. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. По окончании освоения Программы, при условии освоения Программы в полном объеме, выпускникам выдается Сертификат. Финансовые условия реализации Программы. Финансирование реализации Программы должно осуществляться в объеме, позволяющем обеспечить качество образования. Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги в сфере образования для реализации дополнительных образовательных программ в области искусств устанавливаются учредителем - Отделом культуры, спорта и архивного дела администрации Зейского района. Материально-технические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных Программой. Материально-техническая база МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. МУ ДО «Музыкальная I. школа Зейского района» соблюдает своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений. Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя: - библиотеку; - специализированные материалы (фонотеку, видеотеку, фильмотеку); - аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных учебных занятий. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м., для реализации учебных предметов групповых занятий- не менее 12 кв. м. Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Хоровое пение», «Сольфеджио», оснащены роялем или пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами, подставками) и оформлены наглядными пособиями. В МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» обеспечивает выступления учебных коллективов в сценических костюмах. Для реализации Программы в МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» существует система требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения данной Программы. Качество реализации Программы обеспечивается за счёт: • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы; • наличия комфортной развивающей образовательной среды; • наличия качественного преподавательского состава, имеющих среднее специальное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета; • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства; • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; • построения содержания Программы с учетом индивидуального развития детей; • эффективного управления школы. II. Планируемые результаты освоения Программы Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области исполнительской подготовки: - навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение); - умений использовать выразительные средства для создания художественного образа; - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - навыков публичных выступлений; - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района»; в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях; - знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства); - знаний основ музыкальной грамоты; - знаний основных средств музыкальной выразительности, используемых в музыкальном искусстве; - знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии. Планируемые результаты освоения Программы по учебным предметам: в области исполнительской подготовки: «Основы музыкального исполнительства»: - владение основными приёмами звукоизвлечения; - умение исполнять произведения в соответствии жанром и стилем; - умение использовать выразительные средства для воссоздания музыкального образа; - умение анализировать своё исполнение; - умение самостоятельно разбирать музыкальное произведение; - владение навыками чтения с листа, транспонирования. в области историко-теоретической подготовки: «Основы сольфеджио»: - сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе первичные теоретические знания. - умение сольфеджировать одноголосные, музыкальные примеры, записывать лёгкие музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, умение слышать простые интервалы в гармоническом звучании, определять их на слух. - умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; по учебным предметам вариативной части «Коллективное музицирование»: «Хоровое пение»: - комплекс вокально-хоровых умений и навыков; - умение использовать выразительные средства для создания художественного образа музыкального произведения; - уметь исполнять музыкальные произведения в соответствии с жанром и стелем; - навыки публичного выступления, общения со слушательской аудиторией «Оркестровый класс»: - умение исполнять партию в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра; - умение читать с листа; - умение аккомпанировать хору, солистам; - умение анализировать исполнение собственной партии и звучание оркестра в целом. «Ансамбль»: - знание музыкальной терминологии; - навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества; - сформированные практические навыки исполнения репертуара. - умение анализировать исполнение собственной партии и звучание оркестра в целом. III. Учебный план Программы Содержание учебного плана Учебный план разработан с учетом графика образовательного процесса по реализуемой образовательной программе в области искусств и срока обучения по данной программе. В МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса. Учебный план МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» отражает структуру образовательной программы в части наименования предметных областей, определяет перечень учебных предметов по годам обучения, количество аудиторных часов в неделю по каждому учебному предмету, сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации. Учебный план Программы предусматривает следующие предметные области: - исполнительская подготовка; - историко-теоретическая подготовка; - предметы по выбору. Разделы: - промежуточная аттестация; - итоговая аттестация. Примечание к учебному плану 1. Обучение по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» предполагает приобретение обучающимися начальных навыков игры на музыкальных инструментах, а также направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве. 2. Срок реализации программы составляет 3 года 10 месяцев. Возраст обучающихся по данной программе от 6 до 17 лет включительно. 3. Продолжительность учебного года составляет 35 недель. Продолжительность учебных занятий равна 30 - 40 минутам. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района». В учебном году предусмотрены каникулы в объеме 4 недель. Продолжительность летних каникул составляет 13 недель. Осенние, зимние, весенние и летние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 4. При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия - от 8 человек по предмету «Хоровое пение», от 5 человек по предметам историко-теоретической подготовки; мелкогрупповые - от 4 до 10 человек по предметам «Ансамбль», «Оркестровый класс»; индивидуальных занятий - по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства». 4. Реализация учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» предусматривает обучение игре на музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, электрогитара, ударные инструменты, синтезатор и др. Предметом историко-теоретической подготовки являются «Сольфеджио». 5. Внеаудиторная работа направлена на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (концертных залов, музеев, театров) и др., участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района». 6. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования и распределяется следующим образом: «Основы музыкального исполнительства» - 2 часа в неделю; «Основы Сольфеджио» - 1 час в неделю; «Коллективное музицирование» - 0,5 час. в неделю 7. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 8. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации МУ ДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА» использует зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, контрольные уроки, концертные выступления. 9. В МУ ДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА» разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. 10. Созданы фонды оценочных средств, соответствующие целям и задачам общеразвивающей программы, а также ее учебному плану. 11. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по предмету «Основы музыкального исполнительства» по окончании 4 года обучения. Изучение предметов «Сольфеджио» и «Коллективное музицирование» заканчивается установленной формой аттестации - зачетом. По окончании освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства выпускникам выдается Сертификат, разработанный МУ ДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА». IV. График образовательного процесса* График образовательного процесса является частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства». График образовательного процесса определяет его организацию и отражает срок реализации данной образовательной программы в области искусств, бюджет времени образовательного процесса, предусмотренного на аудиторные занятия, итоговую аттестацию обучающихся, каникулы. V. Программы учебных предметов VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы 6.1. Виды аттестации, условия проведения Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны МУ ДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА» самостоятельно и закреплены Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, которое является локальным нормативным актом, принятым органом самоуправления образовательного учреждения и утвержденным его руководителем. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; - качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы; - темпы продвижения. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки (оценки по полугодиям). В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация является основной формой контроля и обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, её корректировку и проводится с целью определения: - качества реализации образовательного процесса; - качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; - уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определённом этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов. Контрольные уроки и зачёты проходят в виде письменных работ, устных опросов, академических концертов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих учебный год учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки выставляются и по окончании четверти. По завершению изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об окончании школы. На каждую промежуточную аттестацию составляется утверждаемое директором школы расписание зачетов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной аттестации. Материалы для промежуточной аттестации и/или репертуарный перечень составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» самостоятельно. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки обучающимся выставляются по каждому учебному предмету. Оценки могут выставляться и по окончании четверти. 6.2. Система оценки Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. 6.3. Критерии оценок Методическим советом МУ ДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕЙСКОГО РАЙОНА» разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по общеразвивающей программе. Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют: определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; оценить обоснованность изложения ответа. Критерии оценки для различных форм аттестации: Критерии оценки 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3(«удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2(«неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. VI. Программа творческой, методической И просветительской деятельности С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: - выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; - возможен перевод с общеразвивающей программы на отделение ФГТ; - участие обучающихся в творческих учебных коллективах, созданных в МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района»; - организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и других мероприятий); - посещений обучающимися организаций культуры (филармонии, выставочных залов, театров, музеев и других учреждений); - организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими образовательными организациями в отрасли культуры и искусства; В рамках осуществления просветительской деятельности обучающиеся выступают как в качестве зрителей и слушателей, так и в качестве исполнителей в различных творческих и просветительских мероприятиях. Методическая деятельность направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования, изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию Программы. С целью обеспечения сбалансированной организации просветительской деятельности в МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» проводятся общие внеклассные и культурно-просветительские мероприятия для обучающихся как по предпрофессиональным программам, так и для обучающихся по общеразвивающим программам. Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, в объеме, соответствующем требованиям Программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, составляет более 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс.