Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Зейского района» «Утверждена» Педсоветом Протокол № 1 от «18» августа 2023 г. «Утверждаю» директор МУДО «Детская музыкальная школа Зейского района» ____________Я.А.Семак ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ СОЛЬФЕДЖИО Срок обучения - 4 года Овсянка 2023 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - учебно-тематический план; - годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Список рекомендуемой учебной литературы; - Список рекомендуемой учебно-методической литературы. 2 I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы сольфеджио» разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств", утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического развития детей в детской школе искусств. Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального и общеразвивающего обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов. Срок реализации учебного предмета «Основы сольфеджио»: - для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс составляет 4 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Г од обучения Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу Максимальная учебная нагрузка (в часах) 1 32 2 33 3 33 4 33 33 33 131 32 33 131 262 Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Учебный план детской музыкальной школы предусматривает освоение курса основы сольфеджио в объёме 1 академического часа в неделю. Средняя наполняемость групп по сольфеджио - 10 человек. Цель и задачи предмета «Основы сольфеджио» Цель предмета «Основы сольфеджио» соответствует общей цели образовательной программы и заключается в эстетическом воспитании учащегося, обеспечении развития его индивидуальности, интеллектуальных и художественнотворческих способностей, личностных и духовных качеств, овладении первичными знаниями о музыке как виде искусства и привитии устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности. Задачами предмета «Основы сольфеджио» являются: - формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией; формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного процесса; - требования к уровню подготовки обучающегося; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, пояснение, беседа); - практический (показ педагогом построения интервалов, аккордов, различных музыкальных ладов, основных гармонических функций и т.д.); - наглядный (наглядно-слуховой - исполнение интервалов, аккордов, различных музыкальных ладов, основных гармонических функций педагогом, и нагляднозрительный - нотный текст, плакаты, фотографии и др.). Однако в процессе реализации программы педагогом могут быть использованы и другие современные педагогические, образовательные и информационнокоммуникационные технологии. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Библиотечный фонд музыкальной школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по учебному предмету «Основы сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Основы сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы сольфеджио», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы сольфеджио», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Класс 1 2 3 4 Продолжительность учебных занятий в год (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю Общее количество часов на внеаудиторные занятия по годам Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия Максимальное количество часов занятий в неделю Общее максимальное количество часов по годам Общее максимальное количество часов на весь период обучения 32 33 33 33 1 1 1 1 131 1 1 1 1 32 33 33 33 2 2 2 66 66 66 131 2 64 262 Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель самостоятельно планирует порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций и наличия учебных пособий. При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. Учебно-тематический план отражает изучаемые темы (разделы), вид занятий (урок, контрольный урок), общий объем времени для изучения данной темы (в часах), включающий в себя максимальную учебную нагрузку, количество аудиторных занятий и времени, необходимого для самостоятельной работы учащихся, общее количество часов в учебном году. Примерный учебно-тематический план Срок обучения 4 года 1 класс № Название раздела, темы Вид учебного занятия 1. Метр. Ритм. Пульсация долей. Размер урок двухдольный и трехдольный. 2. Скрипичный ключ. Ноты первой урок октавы. Клавиатура. Регистры. 3. Длительности: четверти восьмые, урок половинные, шестнадцатые, целые. Ритмические рисунки. 4. Размер 2/4 и 3/4. Такт. Дирижирование урок в двухдольном и трехдольном размере. 5. Звукоряд. Гамма. урок Строение мажорной гаммы. 6. Лад. Тональность До мажор. урок Устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Разрешение. 7. Знаки альтерации. урок 8. Тональность Ре мажор. Разрешение урок неустойчивых звуков в устойчивые. Вводные звуки. Транспонирование. 9. Ритмические рисунки с нотами с урок точкой (половинная с точкой, четверть с точкой). 10. Затакт. урок 11. Ладовая работа в До и Ре мажоре. урок Опевание устойчивых звуков. Максим. учебная нагрузка 2 Аудит. занятия Самост. работа 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 12. Тональность Соль мажор. Главные 2 1 1 урок 13. 14. 15. 16. 17. ступени - тоника, субдоминанта, доминанта. Главные трезвучия. Шестнадцатые. Ритмические рисунки. урок Текущий контроль. контр.урок Тональность Фа мажор. Главные урок ступени. Размер 4/4. урок Интервалы. урок 1 1 2 1 1 2 2 6 1 3 1 3 2 1 1 2 2 4 1 1 2 1 1 2 19. 20. 21. Минорный звукоряд. Строение минорной гаммы. Тональность Ля минор. Басовый ключ. Малая октава. Текущий контроль. Транспонирование. 22. Ритмические рисунки. урок 4 2 2 23. Тональность Си-бемоль мажор. Ладовая работа. Повторение и закрепление. Промежуточный контроль. урок 4 2 2 4 2 2 1 2 1 64 32 32 18. 24. 25. Итого урок 2 2 4 урок контр. урок урок урок контр.урок 2класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Название раздела, темы Повторение пройденного в 1 классе. Мажорные гаммы с 1, 2 знаками. Повторение ритмических рисунков, пройденных в 1 классе. Интервалы. Консонансы, диссонансы. Строение. Интервалы в мажорном ладу (терции, кварты, квинты, секунды) с разрешением. Текущий контроль. Одноименные тональности. Параллельные тональности. 3 вида минора. Натуральный, гармонический, мелодический. Тональность Ми минор. Вид учебного занятия Максим. учебная нагрузка Аудит. Самост. занятия работа урок 2 1 1 урок 2 1 1 урок 2 1 1 урок 4 2 2 урок 4 2 2 контр. урок 2 урок 2 1 1 1 1 урок урок 2 6 1 3 1 3 урок 2 1 1 11. Текущий контроль. контр. урок урок 2 1 1 2 1 1 13. Ритмический рисунок восьмаядве шестнадцатых. 15. Главные трезвучия лада. урок 2 1 1 урок 4 2 2 16. Тональность Ля мажор. урок 2 1 1 17. Тональность Фа-диез минор. урок 2 1 1 18. Тональность Ми-бемоль мажор. урок 2 1 1 19. Тональность До минор. урок 2 1 1 контр. урок урок 2 1 1 2 1 1 22. Обращения интервалов. урок 4 2 2 23. Четыре вида трезвучия Б53, М53,Ум53, Ув53. 24. Ритм четверть с точкой восьмая 25. Ладовая работа в тональностях с 3-мя знаками. 27. Повторение и закрепление. урок 4 2 2 урок 2 1 1 урок 4 2 2 урок 2 1 1 контр. урок 2 1 1 66 33 33 12. Тональность Ре минор. 20. Текущий контроль. 21. Интервалы. 28. Промежуточный контроль. Итого 2 класс № 1. Название раздела, темы Вид учебного занятия Повторение пройденного во 2 классе. Тональности с 2,3 знаками. Максим. учебная нагрузка Таблица 5 Аудит. Самост. занятия работа урок 4 2 2 2. Интервалы. урок 2 1 1 3. 4. Обращение интервалов. Обращение главных трезвучий. урок урок 4 4 2 2 2 2 5. Текущий контроль. контр. урок 2 1 1 6. Ритмические рисунки урок 2 1 1 7. Размер 3/8. урок 4 2 2 8. Т ранспонирование. урок 2 1 1 9. Трезвучия от звука. 10. Текущий контроль. урок 4 2 2 1 2 1 контр. урок 11. Тональность Ми мажор. 12. Тональность До-диез минор. урок урок 2 2 1 1 1 1 13. Ритмические рисунки. 14. Тональность Ля-бемоль мажор. урок урок 4 2 2 1 2 1 15. Тональность Фа минор. урок 1 1 16. Пунктирный ритм. урок 2 4 2 2 17. Текущий контроль. контр. урок 2 1 1 18. Интервалы в ладу. 19. Ладовая работа в тональ ностях с 4 знаками. урок урок 2 2 1 1 1 1 20. Тритоны в мажоре. 21. Тритоны в гармоническом миноре. урок урок 4 4 2 2 2 2 22. Ритмические рисунки 23. Промежуточный контроль. урок 2 2 1 1 1 1 66 33 33 контр. урок Итого 3 класс № Название раздела, темы Вид учебного занятия Повторение. Тональности с 4 знаками Интервалы в мажоре и 2. миноре. 3. Обращение главных трезвучий. 1. 4. Разрешение S53 и D53 и их обращений в ладу. 5. Текущий контроль. урок 2 2 2 2 урок 4 урок 4 2 2 урок 2 1 1 контр. урок 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Ритмические группы. урок 7. Тональности с 5 диезами. Си мажор. урок 6. Максим. учебная нагрузка 4 Таблица 6 Аудит. Самост. занятия работа урок 2 1 1 урок 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 контр. урок 2 1 1 14. Обращение Б53 и М53. урок 3 3 15. Доминантсептаккорд. урок 6 4 2 2 16. Аккордовые последовательности в ладу. 17. Размер 6/8. 18. Текущий контроль. урок 2 1 1 урок 4 2 2 1 2 1 2 4 1 1 2 2 2 1 8. Тональность Соль-диез минор. 9. Тональности с 5 бемолями. Ре бемоль мажор. Тональность Си-бемоль 10. минор. Септимы в мажоре и 11. миноре. Повторение и 12. закрепление. 13. Текущий контроль. урок урок урок контр. урок 19. Триоль. Тритоны в мажоре и 20. миноре. 21. Аккорды от звука. 22. Пение с листа, пение с аккомпанементом. урок урок урок 4 2 2 1 22. Творческие задания. 23. Промежуточный контроль. урок 2 2 1 1 1 1 66 33 33 Итого урок контр. урок 3. Распределение учебного материала по годам обучения и формы работы на уроках сольфеджио. Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс). 1 класс Высокие и низкие звуки, регистр, динамика. Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы. Ритм. Ритмослоги. Длительности - четверть, восьмая, половинная, целая. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость и неустойчивость. Тоника, тоническое трезвучие, аккорд. Лад. Мажор и минор. Тон, полутон. Диез, бемоль, бекар. Строение мажорной гаммы. Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор. Ключевые знаки. Строение минорной гаммы. Тональность Ля минор. Понятия мотив, фраза. Темп. Размер (2/4,3/4). Такт, тактовая черта, затакт. Сильная, слабые доли. Пульс. Паузы: восьмая, четвертная, половинная, целая. Басовый ключ. Ноты малой октавы. 2 класс Параллельные тональности. Одноименные тональности. Строение минорной гаммы. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тональности до 3-х знаков при ключе. Интервалы. Обращение трезвучий. Четыре вида трезвучий (обзорно). Мотив, фраза, предложение, период, кульминация. Секвенция. Транспонирование. Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, шестнадцатые. Затакт четверть, восьмая и две восьмые. Паузы: половинная. 3 класс Мажорные и минорные тональности до 4 знаков при ключе. Интервалы в ладу. Обращение интервалов. Обращения трезвучия - секстаккорд, квартсекстаккорд. Главные ступени и главные трезвучия лада. Главные трезвучия с обращенями. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4 группы. Размер 3/8. Пунктирный ритм. Ритмические партитуры. Вокальная и инструментальная группировка. Секвенция. Канон.Остинато. 4 класс Мажорные и минорные тональности до 4-5 знаков при ключе. Обращения главных трезвучий лада. Гармонические обороты - плагальный, автентический, полный гармонический. Понятие септаккорд. Доминантовый септаккорд. Размер 3/8, 6/8. Группировка. Пунктирный ритм, триоль. Буквенные обозначения звуков, тональностей. Формы работы на уроках сольфеджио Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджирования, ритмических упражнений, и слухового анализа, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения. Интонационные упражнения Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом. Сольфеджирование и чтение с листа Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы - «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя. Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие. Воспитание музыкального вкуса - еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ. Ритмические упражнения Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,танцевальные движения, бег, хлопки. Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения: - простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах); - повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом; - простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках; - проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов; исполнение ритмического остинато к песне, пьесе; - ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе; - ритмическая партитура, двух- и трехголосная; - ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом). Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант. Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения - тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки. Слуховой анализ Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или отзвука. Слуховой анализ - это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения. При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты. При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры. При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора: - анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; - отдельных ступеней лада и мелодических оборотов; - ритмических оборотов; - интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности; - интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности; - аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука; - последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности). Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически. На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В третьем и четвертом классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти. Музыкальный диктант Музыкальный диктант - форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы: - устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после трех-пяти проигрываний); - диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии); - ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии); - музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно использовать при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка. Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности. Также можно подобрать к диктанту бас, второй голос, сделать вариацию. Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, в том числе занимательных, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем. Творческие задания Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование). Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, баса (из предложенных звуков или аккордов). Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус. Творческие и игровые задания эффективны на всех этапах обучения. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы учебного предмета «Основы сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, в том числе: первичные теоретические знания, знание музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать простые одноголосные музыкальные примеры, - умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). - умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения; - формирование начальных навыков сочинения и импровизации музыкального текста. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Оценка качества реализации программы «Основы сольфеджио» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущей аттестации учащихся, используются письменные работы, устные опросы и тестирование, которые проводятся для оценки качества выполнения классной и домашней работы, после изучения отдельных тем программы и в конце каждой учебной четверти. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов в конце каждого учебного года. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде письменных контрольных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами времени аудиторных учебных занятий. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы и тесты, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. 2. Критерии оценки. Уровень знаний, умений и навыков обучающихся оценивается по 5- бальной системе. Критерии качества реализации программы, соответствующие оценке «отлично»: - точное интонирование ладовых элементов, мелодических построений, интервалов, аккордов и их последовательностей; выразительное, яркое пение; - правильное определение на слух интервалов, построений, аккордов и их последовательностей; - запись музыкального диктанта полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний; возможны небольшие недочеты (не более 2-х) в группировке длительностей; - знание теории музыки; - технически грамотное, безошибочное выполнение письменной работы. Критерии качества реализации программы, соответствующие оценке «хорошо»: - неточность при интонировании ладовых элементов, мелодических построений, интервалов, аккордов и их последовательностей; маловыразительное, неэмоциональное пение; - при определении на слух интервалов, построений, аккордов и их последовательностей допущены ошибки; - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний; допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов; - недостаточно глубокие знания теории музыки; - письменная работа выполнена с погрешностями. Критерии качества реализации программы, соответствующие оценке «удовлетворительно»: - интонирование с ошибками ладовых элементов, мелодических построений, интервалов, аккордов и их последовательностей; невыразительное пение с явными недочетами в интонировании; - при определении на слух мелодических интервалов, построений, аккордов и их последовательностей допущены существенные ошибки; - диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество ошибок (4-8) в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо диктант записан не полностью (но больше половины); - несистемные знания в области теории музыки; - письменная работа выполнена со значительными погрешностями и ошибками. Критерии качества реализации программы, соответствующие оценке «неудовлетворительно»: - детонирование при пении ладовых элементов, мелодических построений, интервалов, аккордов и их последовательностей, пение с серьезными интонационноритмическими ошибками; - при определении на слух мелодических интервалов, построений, аккордов и их последовательностей допущены многочисленные ошибки; - диктант записан с большим количеством грубых ошибок в мелодической линии и ритмическом рисунке, либо записан меньше, чем наполовину; - непонимание музыкально-теоретического материала; - очень слабое, технически безграмотное выполнение письменной работы с грубыми ошибками. 3. Контрольные требования на разных этапах обучения. Общие контрольные требования. На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь: - записывать знакомую песню по памяти; - сольфеджировать простые разученные мелодии; - пропеть незнакомую мелодию с листа 4-8 тактов; - определять на слух пройденные интервалы и аккорды; - строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано; - анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания; - знать необходимую профессиональную терминологию. Примерные требования итоговой аттестации Письменно: записать самостоятельно выученную мелодию по памяти, соответствующий требованиям настоящей программы. Устно: - пение пройденных гамм, отдельных ступеней; - пение пройденных аккордов в тональности; - чтение одноголосного примера с листа из пройденных мелодий; - пение одноголосного примера наизусть; - определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов. Образец устного опроса: 1. Спеть натуральный, гармонический и мелодический вид гаммы до - минор, повышенные шестую и седьмую ступени, t53 с обращениями, последовательность аккордов: t53-s64-D6-t5/3(для продвинутых). 1. Определить на слух - сыгранные вне тональности аккорды и интервалы; - звукоряды мажора и 3-х видов минора. 2. Спеть наизусть один из одноголосных примеров. 3. Прочитать с листа простую мелодию. V. Методические рекомендации по обеспечению учебного процесса. 1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы. Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения. Интонационные упражнения. Формирование навыка чистого интонирования - одна из задач предмета сольфеджио. На это направлены интонационные упражнения: пение гамм и их отдельных элементов (ступеней и их последовательностей, тетрахордов), мелодических оборотов, секвенций, интервалов и аккордов, как отдельно, так и в виде последовательностей, в тональности и от звука. На начальном этапе обучения интонационные упражнения пропеваются хором или группами, позже индивидуально. Интонационные упражнения исполняются преимущественно без аккомпанемента с обязательной предварительной настройкой, в отдельных случаях с гармонической поддержкой фортепиано. Темп исполнения умеренный, ритм - свободный, на более поздних этапах рекомендуется ритмическая организация. Рекомендуется использование наглядных пособий (столбица, ручные знаки и т.д.). Интонационные упражнения могут быть как одноголосными, так и многоголосными, в мелодическом (последовательном) или гармоническом (одновременном) звучании. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука $ или Интонационные упражнения используются как самостоятельная форма работы, так и в качестве подготовки, настройки к другим формам работы: сольфеджированию и чтению с листа, музыкальному диктанту, слуховому анализу и др. Сольфеджирование и чтение с листа. Данные формы работы формируют необходимые певческие навыки, чистоту интонирования, дирижерский жест, чувство ритма и воспитывают сознательное отношение к музыкальному тексту. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Необходимо учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазон (c1 - d2, e2), постоянно его расширяя. Исполнение должно сопровождаться дирижированием (на первых этапах возможно тактирование). Исполнение примеров для пения предполагает отсутствие аккомпанемента фортепиано с обязательной предварительной настройкой, в отдельных случаях допускается гармоническая поддержка фортепиано. Отдельный вид работы - исполнение песен с аккомпанементом преподавателя, а в старших классах - со своим собственным. Перед началом исполнения необходимо проанализировать нотный пример с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам интервалов или аккордов, особенностей ритма. Примеры для сольфеджирования должны соответствовать пройденным темам. Примеры для чтения с листа должны быть простыми и удобными. В качестве подготовительного упражнения можно использовать сольмизацию (проговаривание звуков в ритме с дирижированием). При исполнении необходимо следить за выразительностью исполнения, обращать внимание на художественную ценность материала. Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательными реакциями (ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки). Поэтому на начальном этапе целесообразно уделять большое внимание двигательным упражнениям и игре на детских шумовых музыкальных инструментах. Рекомендуются следующие упражнения: - простукивание ритмического рисунка знакомой песни (с помощью «звучащих жестов», ударных инструментов, карандаша и т.д.); - повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом; - простукивание ритмического рисунка по нотной записи; - проговаривание ритмического рисунка с помощью ритмослогов (та, тити, ту и др.); - исполнение ритмического остинато к песне, пьесе; - ритмический аккомпанемент к песне, пьесе; - исполнение ритмической партитуры (2-х и 3-хголосной); - ритмические каноны (с текстом, на слоги); - ритмический диктант (запись ритмического рисунка) и т.д. Перед включением в другие виды работы (сольфеджирование и чтение с листа, диктант) каждая новая ритмическая фигура должна быть сначала воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях. Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию, выделять сильную долю с помощью тактирования и других упражнений. Навыки дирижерского жеста последовательно отрабатываются на протяжении всех лет обучения. Слуховой анализ - это форма работы, направленная на музыкальное восприятие учеников, которое не ограничивается умением определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ подразумевает осознание услышанного. Поэтому необходимо научить детей эмоционально воспринимать услышанную музыку и уметь услышать в ней конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать в работе как примеры их музыкальной литературы, так и специальные инструктивные упражнения. При прослушивании одноголосной мелодии нужно обращать внимание на ладовые, структурные особенности, размер, уметь находить знакомые мелодические и ритмические обороты). При прослушивании многоголосного построения - обращать внимание на знакомые гармонические обороты, тип фактуры, интервальное строение. На начальном этапе слуховой анализ проходит в устной форме. Музыкальный диктант - важнейшая форма работы, которая развивает все составляющие музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа над диктантом предполагает следующие формы работы: - устный диктант (запоминание и пропевание на нейтральный слог с названием нот 2-4 тактовой мелодии после 2-3 проигрываний); - диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии); - ритмические диктант (запись ритмического рисунка мелодии, запись отдельного ритмического рисунка); - музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, лада, ритма и т.д.). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), после чего ученики приступают к записи мелодии; - музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 6-8 в течение 20-25 минут). Эта форма работы наиболее целесообразна для учащихся старших классов, т.к. предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию). Перед началом работы над диктантом необходима тщательная настройка в тональности с использованием интонационных упражнений, сольфеджирования, слухового анализа. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной и тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту 2-й голос или аккомпанемент, выучить наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности. Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем. Творческие задания. Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем творческие задания необходимо тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, т.к. их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков. Творческие задания можно вводить на начальном этапе обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять из допевания, досочинения мелодии (в целях формирования ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков и аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус. Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы: - выполнение теоретического письменного задания, - сольфеджирование мелодий по нотам, - разучивание мелодий наизусть, - транспонирование, - интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов), - игру на фортепиано интервалов, аккордов, - ритмические упражнения, - творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка). Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения. VI. Список рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы Учебная литература 1. Андреева М. От примы до октавы. Третий класс- М.; Кифара.- 2007 г. 2. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио. 1-2 классы ДМШ. СПб: Композитор, 1994 г. 3. Баева Н.Д. Задания по сольфеджио. Первый, второй класс. - М.; Кифара.2008 г. 4. Барабошкина А. Сольфеджио для 1-го класса детских музыкальных школ. - М.: Музыка. - 2000 г. 5. Барабошкина А. Сольфеджио для 2-го класса детских музыкальных школ. - М.: Музыка. - 2000 г. 6. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I, II, III. - СПб: Композитор, 1999г. 7. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для детских музыкальных школ. Третий класс. - М.: Музыка. - 2001г. 8. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для детских музыкальных школ. Четвертый класс. - М.: Музыка. - 2001г. 9. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-4 классы. М.: Престо, 20012013. 10. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. - М.: Музыка. - 2003г. 11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть II. Двухголосие. - М.: Музыка. - 2003г. 12. Курина Г. Детское хоровое сольфеджио: учебное пособие для детских музыкальных школ. 1-2 классы. СПб: Композитор, 2015 г. 13. Масленкова Л.М. Сокровища родных мелодий. Сольфеджио. Учебное пособие. СПб.: Лань.- 1998 г. 14. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поем». Сольфеджио. 1-4 классы ДМШ. СПб: - Композитор, 1997-2013. 15. Нестерова Н. Начинаем мы считать. Ритмическая тетрадь для 1 класса. СПб: Союз художников, 2008. 16. Первозванская Т. Сольфеджио. Первый класс- СПб.: Композитор.2004г. 17. Первозванская Т. Сольфеджио. Второй класс. - СПб.: Композитор. - 2005 г. 18. Первозванская Т. Сольфеджио. Третий класс. - СПб.: Композитор. 2006 г. 19. Первозванская Т. Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь. 1-4 классы. - СПб.: Композитор. - 2002 - 2013 г. 20. Привалов С. Сольфеджио на материале музыкальной литературы. СПб.: Композитор.- 2002 г. 21. Стоянова Л., Савельева Е. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Вып.1,2.- СПб: Композитор, 2013 г. 22. Фролова Ю. Сольфеджио. 1-4 классы. Ростов- на - Дону.: Феникс. 2005 г. 23. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: Композитор. - 1993 г. 24. Хромушин О. Джазовое сольфеджио (3-7 классы). СПб: Композитор, 2005. Учебно-методическая литература 1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991 2. Барабошкина А. Сольфеджио для 2-го класса детских музыкальных школ. Методическое пособие. - М.: Музыка. - 1977 3. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты. I-IV классы детской музыкальной школы. Одноголосие. - М.: Советский композитор. - 1979 4. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 3-го класса ДМШ. Методическое пособие / Под ред. Т. Зебряк. - М.: Музыка. - 1976 5. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 4-го класса ДМШ. Методическое пособие / Под ред. Т. Зебряк. - М.: Музыка. - 1978 6. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 5-го класса ДМШ. Методическое пособие / Под ред. Т. Зебряк. - М.: Музыка. - 1981 7. Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2006 8. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. - М.: Музыка. - 1993 9. Калужская Т. Сольфеджио для 6-го класса ДМШ. Учебнометодическое пособие. - М.: Музыка. - 1988 10. Ладухин Н. 1000 диктантов. СПб: Издательство «Лань»: Издательство «Планета музыки», 2016 11. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Ленинград: Музыка. - 1985 12. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995 13. Огородникова- Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ.- СПб: Композитор-Санкт-Петербург. - 2008 14. Ошуркова Т. Интервалы и аккорды - просто, весело, легко!: учебнометодическое пособие по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 15. Русяева И. «Одноголосные диктанты 1-4 классы». Москва, Советский композитор, 1992. 16. Русяева И.. Развитие гармонического на уроках сольфеджио. «Композитор» 1993 г Москва. «Музыка» 17. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М.