Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Зейского района» «Утверждена» Педсоветом Протокол № 1 от «18» августа 2023 г. «Утверждаю» директор МУДО «Детская музыкальная школа Зейского района» ____________Я.А.Семак ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» Предметная область В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММА по учебному предмету В.01.УП.01. АНСАМБЛЬ РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 2 марта 2012г. № 164. Данная программа включает следующие разделы: - пояснительную записку; - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса; - списки рекомендуемой нотной и методической литературы. Программа учитывает возрастные и индивидуальные способности обучающихся, направлена на выявление одарённых детей в области музыкального искусства, подготовку одарённых детей в области музыкального искусства, подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. В программе достаточно чётко определены требования к минимуму содержания программы «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль», что обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, к итоговой аттестации обучающихся. Программа определяет, что должно стать результатом освоения программы «Фортепиано» в области музыкального исполнительства, содержит информацию по объёму максимальной учебной нагрузки, аудиторной учебной нагрузки. В программе определены условия реализации программы, организация образовательной деятельности, сроки освоения программы. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» Аннотация к Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Предметная область «Музыкальное исполнительство». Учебный предмет «Ансамбль» (фортепиано). Срок обучения 2 года Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано». Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на выявление одарённых детей в области музыкального искусства, приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности. Структура программы учебного предмета «Ансамбль» по виду музыкального инструмента «Фортепиано» включает: • пояснительную записку; • содержание учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, систему оценок; • методическое обеспечение учебного процесса; • список рекомендуемой нотной и методической литературы. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле со 2 по 3 класс (дальнейшее обучение продолжается по программе ПО.01.УП.02 Ансамбль, срок обучения с 4 по 7(9) класс). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Также, как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. 2. Срок реализации учебного предмета Срок реализации данной программы составляет два года (со 2 по 3 класс). Дальнейшее обучение продолжается по программе ПО.01.УП.02 Ансамбль. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»: Таблица 1 2 класс 3 класс Срок обучения/количество часов Количество часов Количество часов Максимальная нагрузка Количество часов на аудиторную нагрузку Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу Продолжительность обучения 49,5 часов 0,5 часов 49, 5 часов 0,5 часов 1 час 1 час 33 нед 33 нед Общее количество часов на аудиторную нагрузку Общее количество часов на внеаудиторную нагрузку (самостоятельную) работу 16,5 часов 16,5 часов 33 часа 33 часа 1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 20 минут. По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 3. Цели и задачи учебного предмета Цель: • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Задачи: • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки. • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля. 4. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 5. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий); - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); - прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. 6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 6 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения - 2 года Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) 1 2 33 3 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Консультации (часов в год) 0,5 0,5 Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов; • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. 2 класс (1 год обучения) К первым шагам в овладении «ансамблевой техникой» можно отнести особенности посадки и педализации при 4-хручном исполнении на одном инструменте, достижение синхронности при взятии и снятии звука, равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделённых между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения, соблюдение общности ритмического пульса, формирование навыка слушания партнёра. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. За год ученики должны пройти 2-4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Примерный репертуарный список: 1. Аренский А. Интермеццо (канон в сексту) соч. 65 2. Беркович И. «Марш». Соч.30. 3. Беркович И. Скерцо.Соч.30 №2 4. Вебер К. «Баркарола» из оперы «Оберон» 5. Глазунов А. Отрывок из оперы «Барышня - служанка» 6. Глинка М. Терцет из 1-го действия оперы «Иван Сусанин» 7. Глинка М. «Песня Вани» из оперы «Иван Сусанин» 8. Глинка М. Танец из оперы «Жизнь за царя» 9. Диабелли А. «Скерцо» 10. Металлиди Ж. «Веселое шествие» 11. Мендельсон Ф. «Аллегретто» стр.32 12. Шуберт Ф. «Музыкальный момент» стр.14 13. Шуберт Ф. «Немецкий танец» стр. 6 14. Моцарт В. «Весна» 15. Моцарт В. «Колыбельная» 16. Мусоргский М. «Гопак» 17. Симонян Н. «Полька Хоттабыча» 18. Слонимский С.«Полька» из балета «Ревизор» 19. Соснин С. «Марш мышей» из муз. к сказке «Кот в сапогах» 20. Спадевеккиа А. «Добрый жук» 21. Р.Н.П. «Светит месяц» 22. Чайковский П. Отрывок из балета «Спящая красавица» «Старинная 23. Чайковский П. французская песенка» «Немецкая песенка» 24. Чайковкий П. «Сладкая грёза» «Грустная песенка» «Хор девушек» из 25. Чайковский П. оп. «Евгений Онегин» 28. Шостакович Д. Полька из 2-й балетной сюиты 26. Чайковский П. 31. Римский - Корсаков Н. Отрывок из 27. Чайковский П. симфонической сюиты «Шехеразада» Примерная программа на зачет 1 вариант 1. Р.Н.П. « Светит месяц» 2. Спадевеккиа « Добрый жук» 2 вариант 1.Ф.Шуберт « Немецкий танец» 2. Диабелли А. Скерцо 3 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; • совместно работать над динамикой произведения; • анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Примерный репертуарный список: 1. Аренский А. Полонез.Соч.65 №8 2. Аренский А. Гавот (Канон в кварту). Соч.65. 3. Бах И.С. «Менуэт и Шутка» из 2-й оркестровой сюиты 4. Бах И.С. Сарабанда из французской сюиты ре минор 5. Блок В. «Буковинские узоры» 6. Вольфензон С. «Карнавальное шествие» 7. Глиэр Р. Вальс из балета «Медный всадник» 8. Глинка М. «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» 9. Глинка М. Романс «Не искушай меня без нужды» 10. Глинка М. Романс «Я здесь, Инезилья» 11. Глинка М. Романс «Я помню чудное мгновенье» «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро» «Ария Дон Жуана» из оперы «Дон Жуан» Менуэт из оперы «Дон Жуан» 17. Р.Н.П. «Светит месяц» 18. Островский А. «Девчонки и мальчишки» 19. Слонимский С.Полька из музыки к комедии «Ревизор» 20.В. Соловьев «Белорусский танец» 21.Чайковский П. «Игра в лошадки» 22.Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков» 23.Чайковский П. «Сладкая грёза» 24.Чайковский П. «Неаполитанская песенка» Вальс из балета «Спящая красавица» «Танец 25.Чайковский П. пастушков» из балета «Щелкунчик» 26.Чайковский П. 27. Шостакович Д. Вальс из кинофильма «Единство» 28.Хачатурян К. «Танец Тыквы» стр. 13 29. Хачатурян К. «Галоп» стр.18 «Вариации Редиски» стр. 70 «Менуэт» стр. 41 30.Хачатурян К. «Драматический эскиз» 31. Хачатурян К. 33. Парцхаладзе М. Вальс из музыки к сказке 32. Хренников Т. «Короткий хвост, холодный нос» 34.Петров Е. «Арлекино» Примерная программа на зачет 1 вариант 1. П.Чайковский « Сладкая греза» 2. Хачатурян К. « Танец Тыквы» 2 вариант 1. В.Моцарт Менуэт из оперы « Дон Жуан» 2. М.Глинка « Я помню чудное мгновенье» III. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный); • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных 12.Глинка М. 13.Глинка М. 14.Моцарт В. 15.Моцарт В. 16. Моцарт В. инструментов — струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей; • знание профессиональной терминологии; • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки; • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении; • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года со 2 по 3 класс. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3(«удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1.Методические рекомендации педагогическим работникам Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию). Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа. Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа. Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него. В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук). 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено). VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1.Список рекомендуемых нотных сборников Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005 Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973 Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990 Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982 Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009 Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011 Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012 Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012 За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., Музыка, 2008 Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005 Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001 Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010 Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007 Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. М., Композитор, 2011 Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006 Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006 Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012 Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян. М., Музыка, 2011 Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006 Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011 Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012 Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012 2.Список рекомендуемой методической литературы Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996 Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979 Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973 Готлиб. Основы ансамблевой техники. М.,1971 Готлиб А. Лукьянова Н. исполнительство, Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976 Фортепианный ансамбль: композиция, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4 Сорокина Е. Ступель А. Тайманов И. Фортепианный дуэт. М.,1988 В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970 Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.