«Утверждена» Педсоветом Протокол № 1 от «18» августа 2023 г. «Утверждаю» директор МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района» ____________Я.А.Семак Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Зейского района» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ФОРТЕПИАНО» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02 «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» Срок обучения - 3 года Разработчик: преподаватель первой категории музыкально-теоретических дисциплин О.В.Карандашева, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Я.А.Семак. Рецензент: преподаватель высшей категории В.Г. Руденко с. Овсянка, 20223 г. РЕЦЕНЗИЯ На дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» по учебному предмету «Слушание музыки». Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» по учебному предмету «Слушание музыки» составлена преподавателем музыкально-теоретических дисциплин О.В.Карандашевой. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе, утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012г. № 164. Данная программа включает следующие разделы: - пояснительную записку; - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса; - списки рекомендуемой нотной и методической литературы. Программа учитывает возрастные и индивидуальные способности обучающихся, направлена на выявление одарённых детей в области музыкального искусства, подготовку одарённых детей в области музыкального искусства, подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства. Программа ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности. В программе достаточно чётко определены требования к минимуму содержания программы по учебному предмету «Слушание музыки», что обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, к итоговой аттестации обучающихся. В программе определены условия реализации программы, организация образовательной деятельности, сроки освоения программы. Данная программа по учебному предмету «Слушание музыки» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе «Музыкальная школа Зейского района». Рецензент: преподаватель высшей категории В.Г.Руденко. МУ ДО Аннотация к Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» Учебный предмет «Слушание музыки» Срок обучения 3 года. Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты». Среди предметов музыкально-теоретического цикла слушание музыки является одной из важнейших дисциплин в процессе воспитания юного музыканта. Предмет «Слушание музыки» тесно связан с учебным предметом «Музыкальная литература» и другими предметами области «Музыкальное исполнительство». Этот предмет представляет собой дидактически отработанную систему педагогических методов, знаний, умений, навыков. Структура программы учебного предмета «Слушание музыки» включает: - пояснительную записку; - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса; - список рекомендуемой нотной и методической литературы. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; -Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Учебно-тематический план III. Содержание учебного предмета IV. Требования к уровню подготовки обучающихся V. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; VI. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы - Учебная литература, - Учебно-методическая литература; - Методическая литература. I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты». Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: - развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; - формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки», объем учебного времени и виды учебной работы. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. 3. Форма проведения учебных аудиторных занятий Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу. 4. Цель и задачи учебного предмета Цель: - воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачи: - развитие интереса к классической музыке; - знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; - воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания; - приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций; - осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности; - накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления; - развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию); - развитие ассоциативно-образного мышления. С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности. Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений. 5. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры рабочей программы по предмету «Слушание музыки» являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). 6. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером); - поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах); - игровые (разнообразные формы игрового моделирования). 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены фортепиано/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами). Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. II. Учебно-тематический план Учебно-тематический план рабочей программы отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. 1 класс 1 четверть № Название темы Месяц Кол-во часов 1 3 Музыкальные звуки. Высокие сентябрь и низкие. Что такое регистр. Звуки долгие и короткие. сентябрь Музыкальный пульс. Лад и тональность. сентябрь 4 Что такое темп? сентябрь 1 5 Аккомпанемент, гармония. октябрь 1 6 7 Что такое тембр? Динамика. Штрихи. октябрь октябрь 1 8 Контрольный урок октябрь 1 1 2 2 четверть Месяц № Название темы 9 По страницам детских ноябрь альбомов. Чайковский «Болезнь куклы» 1 1 1 Кол-во часов 1 ноябрь 1 ноябрь 1 декабрь 1 декабрь 1 14 Танцы. «Вальс», «Мазурка», «Полька» Песни. «Старинная французская песенка», «Неаполитанская» Пьесы-сказки. «Баба-Яга», «Нянина сказка» Дебюсси «Детский уголок» декабрь 1 15 Контрольный урок декабрь 1 10 «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла» 11 12 13 3 четверть Месяц № Название темы 16 Путешествие в сказку. М. Мусоргский «Гном» январь 1 17 Э. Григ «Шествие гномов» январь 1 18 19 А. Лядов «Волшебное озеро» А. Лядов «Кикимора» январь февраль 1 20 Н. Римский-Корсаков «Три февраль чуда» Удивительный мир балета. февраль 21 22 23 24 К. Сен-Санс «Лебедь» П. Чайковский «Спящая красавица», «Вальс» Контрольный урок Кол-во часов 1 1 1 март март 1 1 март 1 4 четверть № Название темы Месяц Кол-во часов 25 апрель 1 апрель 1 апрель 1 апрель 1 29 Л. Делиб «Коплелия», «Мазурка» П. Чайковский «Щелкунчик» танец Феи Драже Композиторы улыбаются. А. Дворжак «Юмореска» Р. Щедрин «Озорные частушки» Р. Щедрин «Юмореска» май 1 30 В. Гаврилин «Генерал идет» май 1 31 И. Штраус Полька «ТрикТрак» май 1 32 Контрольный урок 1 26 27 28 май 2 класс 1 четверть Тема: «Природа и музыка» Месяц № Название темы 1 Лето. М. Мусоргский сентябрь «Сорочинская ярмарка» (вступление), А. Вивальди «Времена года» «Лето». 2 Осень. П.И. Чайковский сентябрь Кол-во часов 1 1 3 4 5 «Времена года» «Осень», А. Вивальди «Времена года» «Осень» Зима. П. И. Чайковский сентябрь «Детский альбом» «Зимнее утро», Симфония №1 «Зимние грезы» ч.1 Весна. Н.А. Римский сентябрь Корсаков «Снегурочка» (вступление), Э. Григ «Весной», А. Вивальди «Времена года» «Весна» С.С. Прокофьев «Детская октябрь музыка» - «Утро», «Вечер», Э. Григ «Утро», Р. Шуман «Вечером» 1 1 1 6,7 П.И. Чайковский «Времена октябрь года» «Подснежник», «Песня жаворонка», «Белые ночи» 1 8 Контрольный урок 1 № 2 четверть Тема: «Чувства и настроения» Название темы Месяц 9 октябрь Р. Шуман «Грезы», «Поэт ноябрь говорит», «Отзвуки театра» Кол-во часов 1 10 А. Майкапар минута» 11 Ф. Шопен Прелюдии №4,№15 12 «Тревожная Л. Бетховен «Весело грустно», Соната №17 (ре минор, 3ч) 13 ноябрь 1 ноябрь 1 декабрь 1 декабрь 1 декабрь 1 декабрь 1 П.И. Чайковский «Детский альбом» («Утреннее размышление», «В церкви», «Сладкая греза») 14 М. Мусоргский «Слеза», М. Глинка «Разлука», П.И. Чайковский «Ноктюрн» 15 Контрольный урок № 3 четверть Тема: «Библейские образцы в русской музыке» Название темы Месяц Кол-во часов 16 17 Рождественские колядки январь Рождественская песня январь «Звездочки ярко сияли» 1 1 18 Рождественская «Христос рождается» 1 19 Рождественская песня «Яркая февраль звездочка» 1 20 П.И. Чайковский февраль «Щелкунчик» (вступление) 1 песня январь февраль 1 февраль 1 21 В. Ребиков (вальс) 22 П.И. Чайковский года» «Святки» 23 П.И. Чайковский «Отче наш» март 24 С. Рахманинов «Отче наш» март 1 1 25 Контрольный урок март 1 № 4 четверть Тема: «Дела давно минувших дней (История России в музыке)» Название темы Месяц Кол-во часов опера «Елка» «Времена 26 А. Бородин симфония» ч.1 «Богатырская апрель 1 27 Н. А. Римский - Корсаков апрель «Сеча при керженце» С. Прокофьев «Ледовое побоище» 1 28 П.И. Чайковский увертюра «1812 год» апрель 1 29 Русские гимны «Гром победы апрель раздавайся» О. Козловского, «Боже, царя храни» А. Львова, «Гимн России» М. Глинки Многолетия Д. Бортнянского, В. Васильева 1 30 «Славься» из оперы «Иван май 1 Сусанин» М. Глинки. «Слава» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» 31 32 33 № Канты на полтавскую победу 1709г. «Орле Российский», «Виват» Канты на полтавскую победу 1709г. «Орле Российский», «Виват» Контрольный урок май 1 май 1 май 1 3 класс 1 четверть Тема: «Пейзаж как музыкальный образ» Название темы Месяц Кол-во часов 1 А. Бородин. Симфоническая сентябрь картина «В средней Азии» 1 2 Ф. Мендельсон. сентябрь Симфоническая увертюра «Сон в летнюю ночь» 1 3 Б. Сметана «Моя Родина» ч.2 сентябрь 1 4 А. Вивальди «Кончерто сентябрь гроссо», концерт «Лето», «Зима» 1 5 С. Прокофьев балет октябрь «Золушка», вариации фей весны, лета, осени, зимы. 1 6 К. Дебюсси Анакапри» 7 «Холмы октябрь 1 поэма октябрь 1 октябрь 1 8 Сибелиус «Финляндия» Контрольный урок № 2 четверть Тема: «Фантастические легенды в музыке» Название темы Месяц Кол-во часов 9 Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» 2 картина ноябрь 1 10 Х. Глюк. Опера «Орфей» 2 действие «Хор фурий» ноябрь 1 11 П. Дюка симфоническое скерцо «Ученик чародея» ноябрь 1 12 Р. Вагнер. Опера декабрь «Лоэнгрин», симфоническое вступление 1 13 Р. Вагнер. «Валькирия», Валькирий» 1 14 М. Мусоргский «Ночь на лысой горе» декабрь 1 15 Контрольный урок декабрь 1 Опера декабрь «Полет 3 четверть Тема: Библейские образы в зарубежной музыке № Название темы Месяц Кол-во часов 16 17 Ф. Шуберт «Аве Мария» И. Бах - Ш. Гуно «Аве Мария» январь январь 1 1 18 19 Д. Каччини «Аве Мария» январь С. Франк «Панис февраль Ангеликус» 1 1 20 В. Моцарт «Аве верум» февраль 1 21 Г. Гендель «Дигнаре» февраль 1 22 23 Перголези «Стабат Матер» Л. Уэббер «Милосердный Иисусе» февраль март 1 1 24 Викторина по пройденному материалу март 1 25 Контрольный урок март 1 № 4 четверть Тема: «Волшебный мир танца» Название темы Месяц Кол-во часов 26 Волшебный мир танца. Россини «Тарантелла» апрель 1 27 К. Вебер «Приглашение к танцу» апрель 1 28 И. Штраус пиццикато» «Полька- апрель 1 29 И. Брамс «Венгерский танец апрель №5» 1 30 А. Дворжак «Славянский 1 май танец №2» 31 Иванович волны» «Дунайские май 1 32 Х. Родригес Кумпарсита» «Танго май 1 33 Контрольный урок май 1 II. Содержание программы 1 класс Занятие 1 Звуки высокие и низкие, или что такое регистр? Музыкальный пример: фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда». Определяем регистры, характер отрывков. Занятие 2 Музыкальный пульс. Метр. Звуки долгие и короткие. Знакомство с понятием «основное деление длительностей», доля, размер. Музыкальный пример: Р. Шуман «Дед Мороз», «Смелый наездник». Занятие 3 Лад. Тональность. Знакомство с понятием лад, тональность. Музыкальный пример: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». Определяем регистры, лад, длительности, размер. Занятие 4 Что такое темп. Понятие темпа. Основные темпы в музыке. Музыкальный пример: Ж. Оффенбах «Кан-Кан», К. Сен-Санс «Черепахи». Определяем темп, лад, ритм, размер, регистры, движение мелодии. Занятие 5 Гармония. Аккомпанемент. Знакомство с понятием гармония, аккомпанемент, аккорд. Музыкальный пример: И. Бах Прелюдия До мажор. Определяем характер, регистр, лад, ритм, темп, сопровождение. Занятие 6 Что такое тембр. Понятие тембра. Инструменты симфонического оркестра. Группы инструментов. Музыкальный пример: С. Прокофьев «Петя и волк». Тембры героев сказки. Занятие 7 Что такое динамика. Даем понятие. Знакомство с основными оттенками, их графическим изображением. Музыкальный пример: Э. Григ «В пещере горного короля». Определяем лад, регистр, темп, динамику. Занятие 8 Контрольный урок. Викторина, тест. Занятие 9 По страницам детских альбомов. Знакомимся с «Детским альбомом» П. Чайковского, историей создания. Музыкальный пример: «Болезнь куклы». Определяем характер, темп, лад, регистр, оттенки, штрихи. Занятие 10 Пьесы игрушек из «Детского альбома» П. Чайковского. Музыкальный пример: «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла». Определяем характер, лад, размер, темп, штрихи, регистр, оттенки. Занятие 11 Танцы из «Детского альбома» П. Чайковского. Музыкальный пример: «Мазурка», «Вальс», «Полька». Определяем характер, темп, лад, регистр, динамику. Занятие 12 Песни из «Детского альбома» П. Чайковского. Музыкальный пример: «Старинная французская песенка», «Неаполитанская». Определяем характер, темп, лад, регистр, размер. Занятие 13 Пьесы-сказки из «Детского альбома» П. Чайковского. Музыкальный пример: «Нянина сказка», «Баба Яга». Определяем характер, темп, лад, регистр, размер. Занятие 14 К. Дебюсси «Детский уголок». Музыкальный пример: «Колыбельная», «Серенада кукле». Определяем все средства музыкальной выразительности. Занятие 15 Контрольный урок. Викторина, тест. Занятие 16 Путешествие в сказку. Музыкальный пример: М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Гном». Определяем средства выразительности: характер, гармония, мелодия, регистр, лад, ритм, динамика. Занятие 17 Э. Григ «Шествие гномов». Анализ средств музыкальной выразительности: регистра, мелодии, темпа, ритма, штрихов, тембры оркестра. Занятие 18 А.К. Лядов Симфоническая картина «Волшебное озеро». Определяем характер, темп мелодии, регистр, динамику, тембры оркестра. Занятие 19 А.К. Лядов Симфоническая картина «Кикимора». Определяем количество частей, характер, темп, лад, тембры оркестра. Занятие 20 Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Три чуда». Литературная основа. Средства музыкальной выразительности в изображении каждого чуда. Занятие 21 Удивительный мир балета. Определение жанра балет. Классические танцы и характерные танцы. Музыкальный пример: П.Чайковский «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей». Определяем характер и средства музыкальной выразительности. Занятие 22 К. Сен-Санс «Лебедь». Сравниваем средства музыкальной выразительности К. Сен-Санс «Лебедь» и Н.А. Римский-Корсаков «Царевналебедь». Вывод, что общего и чем отличаются. Занятие 23 П. Чайковский «Спящая красавица» (вальс) Определение средств музыкальной выразительности. Занятие 24 Контрольный урок. Викторина, тест. Занятие 25 Л. Делиб «Коппелия». Знакомство с сольными классическими танцами, их названием. Характерные танцы. Слушаем «Мазурку», определение средств музыкальной выразительности. Занятие 26 П. Чайковский балет «Щелкунчик», танец «Феи Драже». Определение средств музыкальной выразительности, подходящие музыке этого фрагмента. Занятие 27 Композиторы улыбаются. Музыкальный пример: А. Дворжак «Юмореска». Определение количества частей и средств музыкальной выразительности. Сочинение-описание. Занятие 28 Р. Щедрин «Озорные частушки». Определение жанра частушка. Определение средств музыкальной выразительности. Небольшое сочинениеописание. Занятие 29 Р. Щедрин «Юмореска». Определение средств музыкальной выразительности, создающие образ пьесы. Занятие 30 В.А. Гаврилин «Генерал идет». Определить средства музыкальной выразительности, создающие портрет генерала. Сочинение-портрет генерала. Занятие 31 И. Штраус Полька «Трик-трак». Определение жанра польки. Польки с названиями И. Штрауса. Определение средств музыкальной выразительности, создающие характер произведения. Занятие 32 Контрольный урок. Викторина, тест. 2 класс Занятие 1 М. Мусоргский «Сорочинская ярмарка» (вступление). А. Вивальди «Времена года» - «Лето». Учим слышать изобразительность музыки, различать средства музыкальной выразительности, создающие образ. Сравнивать изображения лета у двух разных композиторов. Если целесообразно - оркестровать музыку. Занятие 2 Осень. П.И. Чайковский «Времена года» «Осень», А. Вивальди «Времена года» «Осень». Учим различать изобразительность музыки, оттенки настроений. Сравнивать изображение осени, стихи об осени. Сравниваем средства выразительности. Занятие 3 Зима. П. И. Чайковский «Детский альбом» «Зимнее утро», Симфония №1 «Зимние грезы» ч.1 Учим различать смену характера музыки, связывая со сменой средств выразительности. Звукоизобразительность музыки. Репродукции о зиме, стихи. Занятие 4 Н.А. Римский - Корсаков «Снегурочка» (вступление), Э. Григ «Весной», А. Вивальди «Времена года» «Весна». Учимся воспринимать красоту пробуждения природы и изображение этого в музыке. Сравниваем образ весны у Грига и Римского-Корсакова. Можно использовать видео (фрагмент) с музыкой Римского-Корсакова. Стихи о весне, репродукции картин. Занятие 5 С.С. Прокофьев «Детская музыка» - «Утро», «Вечер», Э. Григ «Утро», Р. Шуман «Вечером». Учимся сравнивать пьесы близкие по названию, но передающие разные оттенки настроений. Репродукции картин, устное описание музыки. Занятие 6,7 П.И. Чайковский «Времена года» - «Подснежник», «Песня жаворонка», «Белые ночи». Учим детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, поэтическом слове. Различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности. Стихи о весне. Репродукции картин. Занятие 8 Заключительный урок. Викторина Занятие 9 Р. Шуман «Грезы», «Поэт говорит», «Отзвуки театра». Каждое настроение в пьесах, какие чувства выражает музыка, какими интонациями. Форма пьес (кол-во частей), кульминация. Занятие 10 А. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье», «Пастушок». Учим детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ. Какие интонации передают настроение тревоги, раздумья. Сходны ли пьесы по настроению, как меняется характер музыки. Сколько разных частей. Занятие 11 Ф. Шопен Прелюдии №4, №15 Учим детей, какие чувства выражены в прелюдиях Шопена, какими средствами выражены. Учим различать форму, находить кульминацию. Расширяем представление детей об оттенках чувств, выраженных в музыке. Занятие 12 Л. Бетховен «Весело-грустно», Соната №17 (ре минор, 3ч). Отличаем оттенки настроений, выраженных в музыке. Какие средства выразительности передают характер произведения. Занятие 13 П.И. Чайковский «Детский альбом» («Утреннее размышление», «В церкви», «Сладкая греза»). Познакомить детей с содержанием «Детского альбома», рассказать о значении обрамляющих пьес. Содержание пьес, характер. Какие средства выразительности передают характер произведения. Занятие 14 М. Мусоргский «Слеза», М. Глинка «Разлука», П.И. Чайковский «Ноктюрн». Расширяем представление об оттенках чувств человека. Почему Мусоргский назвал пьесу «Слеза», подходит ли это название? Знакомство с жанром ноктюрн. Занятие 15 Заключительный урок. Викторина. Рождественские песни. Рождественская колядка «Небо и земля». Определение средств музыкальной выразительности. Рисунки соответствующие содержанию. Сведения о празднике. Занятие 17 Сведения и рождественском вертепе. Рождественская пьеса «Звездочки ярко сияли». Определение средств музыкальной выразительности. Рисунки или изделия вертепов. Занятие 18 Сведения о Рождестве. Рождественская песня «Христос рождается». Определение средств музыкальной выразительности. Занятие 19 Определение средств музыкальной выразительности в песне «Яркая звездочка». Сведения о вертепах рождественских. Занятие 20 П. Чайковский «Щелкунчик» (вступление). Описание рождественской ночи в балете. Определение средств музыкальной выразительности. Рисунки. Занятие 21 В. Ребиков, опера «Елка», вальс. Сведения об истории создания, краткое содержание оперы. Определение средств музыкальной выразительности в вальсе. Рисунок рождественской елки. Занятие 22 П. Чайковский «Времена года», «Святки». Сведения о святках. Описание средств музыкальной выразительности в пьесе. Краткая история создания сборника «Времена года». Стихи. П. Чайковский «Отче наш». Библейская история об этой молитве. Определение средств музыкальной выразительности. Стихи поэтов подходящие к библейской истории или картины русских художников. Занятие 24 С. Рахманинов «Отче наш». Краткие сведения о «литургии Святого Иоанна Злотоуста и о нем». Определение средств музыкальной выразительности. Сравнение с произведением П. Чайковского «Отче наш». Занятие 25 Контрольный урок. Викторина. Кроссворд. Занятие 26 А. Бородин «Богатырская симфония» 1 часть. История создания симфонии. Сила и мощь музыки. 1 часть «Собрание русских богатырей» Противопоставление двух образов - могучего и спокойного. Роль оркестра в создании образа. Репродукции Васнецова о богатырях. Чтение былин. Занятие 27 Н. А. Римский - Корсаков «Сеча при Керженце». История создания произведения, краткие сведения о жизни композитора. Дать понятие «симфоническая партитура». Определить сколько разных тем, их характер и сюжетное развитие. Роль средств выразительности в создании музыкального образа. Репродукции картин русских художников о сражениях. С. Прокофьев «Ледовое побоище» Краткое описание событий, изображение битвы. Изображения тевтонцев и русских воинов. Роль оркестра и жанровые особенности контрастных тем. Роль этой части как кульминации кантаты с развитием, столкновением основных образов.Занятие 28 П. Чайковский. Увертюра «1812 год». Знакомим с жанром увертюры. Рассказываем о содержании музыки. Об исторических событиях 1812 года, Бородинской битве. Определяем количество тем, средства музыкальной выразительности. Звукоизобразительность битвы, роль инструментов. Занятие 29 Русские гимны «Гром победы раздавайся» О. Козловского, «Боже, царя храни» А. Львова, «Гимн России» М. Глинки. Дать определение гимна, как торжественной песне, исполняемой по случаю больших праздников. Рассказать об истории создания гимнов. Прослушать и определить какими средствами выразительности музыка передает содержание слов. Черты каких жанров сочетаются в гимнах. «Многолетия» Д. Бортнянского и Васильева Обьяснить название многолетий. Прослушать и определить характер. Как музыка произведений передает текст многолетий. Черты каких произведений используются в многолетиях. Занятие 30 «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и «Слава» и оперы А. Бородина «Князь Игорь». Краткое знакомство с сюжетами опер, идеей оперы. Слушаем, определяем характер музыки. Говорим об элементах маршевости. О средствах выразительности, усиливающих гимнический характер, оркестровое сопровождение. Занятие 31,32 Канты на полтавскую победу 1709 года «Орле Российский», «Виват». Знакомство с жанром канта, его особенностями. Прослушать и определить какими средствами выразительности музыка передает характер произведения. Занятие 33 Итоговый урок. Урок-соревнование по пройденным темам. Тесты, кроссворды и викторина. 3 класс Занятие 1 А. Бородин. Симфоническая картина «В Средней Азии». Определение жанра симфонической картины. Характер тем, их звукоизобразительность. Примерный сюжет симфонической картины. Роль средств выразительности в создании музыкального образа. Занятие 2 Ф. Мендельсон. Симфоническая увертюра «Сон в летнюю ночь». Краткие биографические данные из жизни композитора, о его музыкальном наследии. Вспомнить определение жанра увертюры. Музыка увертюры и содержание спектакля. Средства выразительности в создании музыкального образа. Занятие 3 Б. Сметана. Цикл поэм «Моя Родина» ч.2. Описание пейзажей Чехии. Программность поэмы. Образ течения реки, изображение чешских лесов, деревень, городов. Роль оркестра в создании образа природы. Средства выразительности в создании музыкального образа. Занятие 4 А. Вивальди «Кончерто гроссо», «Времена года» ч.3 - Лето, ч.1 - Зима. Краткие биографические данные из жизни композитора, о его музыкальном наследии. Программность произведения. Изображение летнего и зимнего пейзажей. Средства выразительности в создании музыкального образа. Репродукции картин, изображающих лето, зиму. Занятие 5 С. Прокофьев «Золушка» - вариации фей Весны, Лета, Осени, Зимы. Краткие биографические данные из жизни композитора. Краткое содержание балета. Изображение в музыке балета фей Весны, Лета, Осени, Зимы. Средства выразительности в создании музыкальных образов. Занятие 6 К. Дебюсси «Холмы Анакапри». Краткие биографические данные из жизни композитора. Изображение пейзажей в фортепианных произведениях. Средства выразительности в создании музыкального образа. Репродукции картин художников импрессионистов. Занятие 7 Сибелиус, поэма «Финляндия». Краткие биографические данные из жизни композитора. Изображение пейзажа в поэме. Средства выразительности в создании музыкального образа. Занятие 8 Контрольный урок. Занятие 9 Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» 2 картина. Краткое содержание оперы, содержание 2 картины. Звукоизобразительные средства. Краткие сведения из жизни композитора. Занятие 10 Х. Глюк. Опера «Орфей» 2 действие «Хор фурий». Краткое содержание оперы. Звукоизобразительные приемы в изображении фантастических образов. Краткие сведения из жизни композитора. Занятие 11 П. Дюка «Ученик чародея». Краткие биографические сведения. Определение жанра скерцо. Средства выразительности. Занятие 12 Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин» (вступление). Краткое содержание вступления. Сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Занятие 13 Р. Вагнер. Опера «Валькирия». Краткое содержание фрагмента, рисующего полет валькирий. Средства музыкальной выразительности. Занятие 14 М. Мусоргский «Ночь на лысой горе». Краткое содержание фрагмента. Изображение данных мест у Гоголя. Средства музыкальной выразительности. Занятие 15 Контрольный урок. Занятие 16 Ф. Шуберт «Аве Мария». История создания произведения. Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Рисунки к песне. Занятие 17 И. Бах - Ш. Гуно «Аве Мария». Краткие сведения из жизни композиторов. Средства музыкальной выразительности. Фамилии исполнителей. Занятие 18 Д. Каччини «Аве Мария». История создания песни. Средства музыкальной выразительности. Художники изобразившие Деву Марию. Занятие 19 С. Франк «Панис Ангеликус». Номера католической мессы. Композиторы, авторы месс. Известные исполнители. Занятие 20 В. А. Моцарт «Аве верум». Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Понятие мотета. Занятие 21 Г. Гендель «Дигнаре». «Ария Дигнаре». Краткая история создания кантаты. Средства музыкальной выразительности. Исполнители. Занятие 22 Перголези «Стабат Матер». Краткие сведения из жизни композитора. №1 «Мать скорбящая стояла». Средства музыкальной выразительности. Занятие 23 Л. Уэббер «Милосердный Иисусе». Краткие сведения из жизни композитора. Краткое содержание молитвы. Средства музыкальной выразительности. Занятие 24 Викторина по пройденному материалу. Занятие 25 Контрольный урок. Занятие 26 Волшебный мир танца. Итальянские танцы. Характер тарантеллы в Неаполе и Сицилии. Россини «Тарантелла». Краткие сведения из жизни композитора. Фамилии исполнителей. Занятие 27 К. Вебер «Приглашение к танцу». История создания пьесы. Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Занятие 28 И. Штраус «Полька-пиццикато». История создания польки. Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Авторы полек, используемых в операх и опереттах. Занятие 29 И. Брамс «Венгерский танец №5». История создания венгерских танцев. Характер чардаша. Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Занятие 30 А. Дворжак «Славянский танец №2». История создания «Славянских танцев». Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Занятие 31 Иванович «Дунайские волны» (вальс). История создания вальса. Автор слов. Краткие сведения из жизни композитора. Средства музыкальной выразительности. Занятие 32 Х. Родригес танго «Кумпарсита». Краткие сведения композитора. Средства музыкальной выразительности. исполнителей этого из жизни танго. Фамилии Занятие 33 Контрольный урок. Викторина, тест. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся Программа «Слушание музыки» содержит перечень знаний умений и навыков, приобретенных за 3 года обучения: - наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; - умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; - первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности; - владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации). Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся: • умение давать характеристику музыкальному произведению; • создание музыкального сочинения; • «узнавание» музыкальных произведений; элементарный анализ строения музыкальных произведений. V. Формы и методы контроля, система оценок Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах: - викторины по пройденному материалу; - обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере; - представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки). Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся в 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Требования к промежуточной аттестации Итоговый контрольный урок Третьего года обучения (зачет). • Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра. • Наличие умений и навыков: - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; - зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы; - умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций; - навык творческого взаимодействия в коллективной работе. • Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: - об исполнительских коллективах; - о музыкальных жанрах; - о строении простых музыкальных форм и способах интонационно тематического развития. • Музыкально-слуховое осознание и характеристика жанра и формы в произведениях разных стилей: А. Вивальди, И. С. Бах, К. В. Глюк, Ж. Б. Рамо, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э. Григ, К. Дебюсси, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Б. Бриттен. Критерии оценки: «5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале; «4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки; «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросноответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности. Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательнопластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки. Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка. В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления. С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями. На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула). Приемы игрового моделирования: - отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста; - сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации; - графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций; - игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления; - исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес. Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин). Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученогонаблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки. VII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы 1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., «Пресс-соло», 1998 2. Ушпикова Г.А. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ - СПб, «Союз художников», 2008г. 3. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс. Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001 4. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс. Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001 5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975 6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008 7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 8. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М., ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006 9. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс - СПб, «Композитор», 2006 10. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс - СПб, «Композитор», 2006 11. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс - СПб, «Композитор», 2006 12. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». СПб.: «Композитор», 2006 13. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», СПб, 2002