Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа Зейского района»
«Утверждена» Педсоветом
Протокол № 1
от «18» августа 2023 г.
«Утверждаю»
директор МУДО «Детская музыкальная школа
Зейского района»
____________Я.А.Семак
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (ФОРТЕПИАНО)
срок обучения - 4 года
Составитель: преподаватель
Коломиец Григорий Сергеевич
с.Овсянка, 2023 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства» (фортепиано) по дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе в области музыкального искусства
Настоящая программа учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства (фортепиано)» со сроком обучения 4 года предназначена для
реализации
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной
программы в области музыкального искусства. Она составлена в соответствии
с «Рекомендациями по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеобразовательных программ в области
искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ, которые являются
обязательными при ее реализации детскими музыкальными школами.
Программа реализует установленные письмом Министерства культуры
Российской Федерации рекомендации к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации общеразвивающих общеобразовательных программ в
области искусств и осуществляется детскими музыкальными школами при
наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной
деятельности.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную
записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки
обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое
обеспечение учебного процесса и списки рекомендуемой нотной и
методической литературы.
Программа содержит информацию о знаниях, умениях и навыках для
каждого года обучения, указан подробный репертуарный список. Выделены
основные формы контроля, система оценок результата обучения.
Данная программа учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства» (фортепиано) со сроком обучения 4 года по дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального
искусства является методическим пособием и может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе МУ ДО «Музыкальная школа Зейского
района».
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории МУ
ДО «Музыкальная школа Зейского района» Руденко В.Г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств».
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается
на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на 4 - летний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению
программы - 7 (8) - 12 лет.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и
навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к
музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется
включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для
этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной
нагрузки.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное
мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к
восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре,
формируют коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства
(фортепиано)»
со
сроком
обучения
4
года,
продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со
второго по по четвертый годы обучения составляет 33 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид
учебной
работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Аудиторные
занятия
32
33
33
33
Самостоятельная
работа
Максимальная
64
66
66
66
96
99
99
99
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства(фортепиано)» при 4-летнем сроке обучении составляет393
часа. Из них: 131 час - аудиторные занятия, 262 часа - самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-4 классы - по 2 часа в неделю.
Самостоятельна работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 классы - по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов. Продолжительность урока- 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями
о
фортепианном
исполнительстве,
формирование
практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности;
- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
-приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования
на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
•
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический (освоение приемов игры на инструменте);
•
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства (фортепиано)» обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенными
роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.
В музыкальной школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная
программа
по
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении
учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Последовательность в обучении положен
учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до
самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано)»
соответствует
направленности
общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому
музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах учение играет
партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в
4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому
инструменту.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной
грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок,
песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники,
приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1
класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением
тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи,
длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые
знаки и другие.
Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Моцарт В. Менуэт Фа мажор
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Корелли А.Сарабанда ре минор
Перселл Г. Ария
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Гнесина Е. "Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А.
Гедике А.
Глинка М.
Кабалевский Д.
Майкапар А.
Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"
Танец
Полька
"Клоуны", "Маленькая полька"
Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",
"Мотылек"
Хачатурян А.
Андантино
Штейбельт Д.
Адажио
Рекомендуемый ансамблевый репертуар
Майкапар С. «Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
С. Прокофьев «Болтунья»
Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде»
Ансамбли по выбору из сборников:
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост.
Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль: Прокофьев С. «Болтунья»
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Польская народная песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"
Гнесина Е. Этюд
Майкапар А. «В садике»
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями,
формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в
ансамбле.
Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1 и 3
четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2
и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного
урока или зачета с оценкой или академического концерта.
За год учащийся изучает:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 ансамбля,
гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми мажор двумя руками в 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками в одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):
Левидова Д.
Пьеса
Бах И.С.
Полонез соль минор; Бурре
Моцарт Л.
Гендель Г.Ф.
Гедике А.
Волынка; Бурре; Менуэт
Менуэт ре минор
Ригодон
Телеман Г.Ф.
Этюды
Гавот
Гедике А.
Гнесина Е.
Беркович И.
Гурлит М.
40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Фортепианная азбука
Этюд Фа мажор
Этюд ля минор
Майкапар А.
Лекуппэ Ф.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Этюд ля минор
Этюд До мажор
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Пьесы
Беркович И.
25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й.
Гедике А.
Григ Э.
Майкапар А.
Руббах А.
Фрид Г.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Штейбельт Д.
Ансамбли в 4
руки
Бизе Ж.
Глинка М.
Металлиди Ж.
Шаинский В.
Дунаевский И.
Бетховен Л.
Шмитц М.
Градески Э.
Анданте Соль мажор
Русская песня, соч. 36
Вальс ля минор, соч. 12
«Пастушок», «В садике», соч. 28
«Воробей»
«Грустно»
«Мой Лизочек», «В церкви»
Марш
Адажио
Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Хор «Славься»
«Дом с колокольчиком»
«Пусть бегут неуклюже»
Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Марш из музыки к пьесе «Афинские
«Оранжевые буги», пер.О. Геталовой
развалины»
«Мороженое», пер.О. Геталовой
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Гедике А. Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
Вариант 2
Ансамбль: Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль
является
неотъемлемым
элементом
выразительного
исполнения
(П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.
Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля,
гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками
в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бём Г.
Менуэт
Гедике А.
Гендель Г.Ф
Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Ария
Пёрселл Г.
Моцарт Л.
Сен-Люк Ж.
Чюрленис М.
Арнэ Т.
Бах Ф.Э.
Бах И.С.
Сарабанда
12 пьес под ред. Кувшинникова:
сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор
Бурре
Фугетта
Полифонический эскиз
Маленькая фантазия
Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:
До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Этюды
Бертини А.
Этюд Соль мажор
Гедике А.
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Гедике А.
Соч. 58 «Ровность и беглость»
Лешгорн А.
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Лемуан А.
Этюды соч.37 №№1,2
Черни-Гермер
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Шитте Л.
Соч. 108 №№ 14-19
Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф.
Сонатина До мажор
Моцарт В.
Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г.
Песенка
Гедике А.
Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Волков В.
Гедике А.
Гречанинов А.
Григ Э.
Дварионас Б.
Моцарт В.А.
Майкапар А.
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Соч. 36 №№ 21,23,31
«На лужайке», Вальс
Вальс ми минор
Прелюдия
14 пьес: № 8
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г.
«Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р.
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В.
Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф.
Немецкий танец
Чайковский П. «Танец феи Драже»
Моцарт В.А.
Ария Папагено
Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Примеры итоговых программ
Вариант 1
Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь
Бём Г. Менуэт
Дварионас Б. Прелюдия
Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже»
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11
Пёрселл Г. Ария
Чайковский П. Полька из «Детского альбома»
Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Четвертый год обучения
Дальнейшая работа над пианистическим аппаратом; чтение с листа пьес
различного
характера,
подготовка
программы
к
итоговой
аттестаци.;дальнейшее изучение музыкальной терминологии; исполнение в
ансамбле с педагогом; тщательное изучение намеченных произведений
учебного репертуара; разнообразные формы музицирования.
Цель
этого
периода
развивающее
обучение.
Развитие
индивидуальности, характера; воспитание направленного внимания;
осознание связи слуховых и двигательных ощущений.
На итоговой аттестации исполняется свободная программа по выбору
педагога и учащегося.
Примерные репертуарные списки:
Бём Г.
Менуэт
Гедике А.
Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г.Ф
Ария
Пёрселл Г.
Сарабанда
Моцарт Л.
12 пьес под ред. Кувшинникова:
сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор
Сен-Люк Ж.
Бурре
Чюрленис М.
Фугетта
Этюды
Бертини А.
Этюд Соль мажор
Гедике А.
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Гедике А.
Соч. 58 «Ровность и беглость»
Лешгорн А.
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Лемуан А.
Этюды соч.37 №№1,2
Черни-Гермер
Шитте Л.
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Соч. 108 №№ 14-19
Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф.
Моцарт В.
Пьесы
Сонатина До мажор
Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г.
Песенка
Гедике А.
Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Волков В.
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А.
Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А.
«На лужайке», Вальс
Григ Э.
Вальс ми минор
Дварионас Б.
Прелюдия
Моцарт В.А.
Майкапар А.
14 пьес: № 8
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г.
«Ласковая просьба»
Сигмейстер Э.
Блюз
Чайковский П.
Шуман Р.
Марш деревянных солдатиков
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В.
Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф.
Немецкий танец
Чайковский П. «Танец феи Драже»
Моцарт В.А.
Ария Папагено
Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Примеры итоговых программ Вариант 1
Бём Г. Менуэт
Дварионас Б. Прелюдия
Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже» Вариант 2
Пёрселл Г. Ария
Чайковский П. Полька из «Детского альбома»
Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы
музыкального исполнительства (фортепиано)» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- знание основ музыкальной грамоты;
- знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы
музыкального исполнительства (фортепиано)» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную организацию домашних занятий и может носить
стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также
концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах
приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка,
полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету
«Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» устанавливаются
образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой
аттестации может применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.
Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую
программу,
является
грамотное
исполнение
авторского
текста,
художественная выразительность, владение техническими приемами игры на
инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами;
хорошее
звукоизвлечение,
понимание
стиля
исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих
создавать
художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие
темпа,
недостаточно
убедительное донесение образа исполняемого
произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2 («неудовлетворительно») незнание наизусть нотного текста, слабое
владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее
плохую
посещаемость
занятий и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому
сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические
принципы
постепенности и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
• разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
• разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
• вариативность темпа освоения учебного материала;
• индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация
полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных ученика зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный
индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и
рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют
на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и
контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал
различной степени трудности, являются примерными, предполагающими
варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями
преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях
класса, третьи - с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения
произведений классической и современной музыки, опыт сольного и
ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют
полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся
получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов / сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/ сост. Э.Денисов,
1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл. /
ред.- сост. И.Беркович. Киев, 1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А. Браудо.
Спб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы
ДМШ. Вып.1 Сост. Ю. Курганов. М., 1991