ДООП Аккордеон

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Музыкальная школа Зейского района»
«Утверждена» Педсоветом
Протокол № 1
от «24» августа 2021 г.

«Утверждаю»
директор Подписано
МУ ДО
«Музыкальная
школа
цифровой
подписью: Семак Яна
Анатольевна
Семак Яна
DN: c=RU, o=МУ ДО "Музыкальная
школа
Зейского
Зейского района»
района", cn=Семак Яна Анатольевна,
email=yaabramova80@mail.ru
____________Я.А.Семак
Анатольевна
Дата: 2022.02.01 05:42:18 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (АККОРДЕОН)
срок обучения - 4 года

Составитель: преподаватель
Башев Анатолий Александрович

Овсянка 2020 г.

Рецензия
на программу по учебному предмету
«Основы музыкального исполнительства (аккордеон)»
срок обучения 4 года
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
(аккордеон)» составлена в соответствии с Рекомендациями по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по
видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21
ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) и устанавливает требования к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации данной программы.
Основная цель программы учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства (аккордеон)» - выявление одаренных детей в области
музыкального искусства в раннем детском возрасте, заинтересованных в
обучении на аккордеоне, их подготовка к возможному продолжению
образования в области искусства; формирование заинтересованной в общении
с искусством личности.
Программа ориентирована на создание условий для музыкального
образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития
детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми
духовными и культурными ценностями народов мира. Программа учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства (аккордеон)» содержит
следующие структурные разделы:
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в
области музыкального искусства по учебному предмету «Основы
музыкального исполнительства (аккордеон)» может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе МУ ДО «Музыкальная школа Зейского
района».
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории МУ
ДО «Музыкальная школа Зейского района» Коломиец Г.С.

Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
(аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 №191- 01039/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на аккордеоне в детских школах искусств. Данная программа
предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде
всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее
профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Представленная учебная программа рассчитана на детей, имеющих
недостаточные музыкальные способности для обучения на отделении
музыкального исполнительства. Таким образом, цель этой программы выявить, раскрепостить и развить творческий потенциал учащегося при
помощи игры на аккордеоне.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:
- создание условий для эстетического воспитания;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне,
позволяющих исполнять музыкальные произведения с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- ознакомление детей с духовными и культурными ценностями народов
мира.
Результатом освоения программы является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
- сформированный комплекс элементарных исполнительских знаний,
умений и навыков игры на инструменте.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Выполнение домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, нотными изданиями, хрестоматиями в
соответствии с программными требованиями по учебному предмету.

Сведения о затратах учебного времени
Затраты учебного времени

Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения

Полугодия

1-й год
1

2-й год
2

3

3-й год
4

5

Всего
часов

4-й год
6

7

8

Количество
недель

16

16

16

17

16

17

16

17

Аудиторные
занятия

16

16

16

17

16

17

16

17

131

Самостоятельная 32
работа

32

32

34

32

34

32

34

262

Максимальная
48
учебная нагрузка

48

48

51

48

51

48

51

393

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями об истории исполнительства на народных инструментах,
формирования практических умений и навыков игры на аккордеоне,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
• ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и
исполнительскими возможностями;
• формирование навыков игры на музыкальном инструменте - аккордеоне;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для
дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального
самообразования и самовоспитания;
•
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
•
воспитание стремления к практическому использованию
знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой
деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок, требования к
итоговой аттестации;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов,
прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне,
симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте;
умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами
по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами,
стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой,
компьютером и интернетом.

II. Содержание учебного предмета.
I КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Знакомство с инструментом, изучение названий частей аккордеона.
Основы и особенности при посадке и постановке игрового аппарата.
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений,
используемых в дальнейшем на аккордеоне. Изучение нот, ритма, простейших
динамических, штриховых и аппликатурных обозначений. Игра упражнений,
песенок. Работа над развитием музыкального слуха, интонацией.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
ЛИЧНЫЙ АРХИВ:

- «Во поле береза стояла»
- «Как под горкой»
- «Как пошли наши подружки»
- «Лисичка»
- «На зеленом лугу»
- «Не летай соловей»
- «Пойду ль я, выйду ль я»
- «Сидит ворон на дубу»
- «Уж как по мосту, мосточку»
- «Ходит зайка по саду»
- «В сыром бору тропина»
- «Соловьем залетным»
- «Веселые гуси»
- «Зайчик»
- «Уж как по мосту мосточку»
- Бекман Л. - Елочка
- Герчик В. - Воробей
- Захарьина Т. - Колыбельная
- Кабалевский Д. - Маленькая полька
- Калинников В. - Тень-тень, Журавель
- Комаровский А. - Песенка
- Красев М. - Топ-топ
- Магиденко М. - Петушок
- Филиппенко А. - Цыплятки
II
КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Дальнейшая
работа
над
постановкой,
координацией
рук,
звукоизвлечением, интонацией, ритмом. Изучение простейших штрихов
(стаккато, легато). Применение динамики как средства музыкальной
выразительности. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с
основными музыкальными терминами.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
ЛИЧНЫЙ АРХИВ:

А.Доренский Этюд

К.Черни Этюд
И.Беркович Этюд
А.Белоусов Этюд
Б.Самойленко «Важный дятел»
Б.Самойленко «Шустрый дятел»
А.Спадавеккиани «Добрый жук»
Д. Самойлов «Песня»
«Чижик»
М. Красев Елочка
«Куманчек» р.н.п.
«Блины» р.н.п.
«Как пошли наши подружки» р.н.п.
«Пойду ль я» р.н.п.
«Я на камушке сижу» р.н.п.
«Журавель» р.н.п.
Бетховен Л. «Сурок»
Дунаевский И. Колыбельная
III
КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Дальнейшая работа над постановкой игрового аппарата, над
артикуляцией, ведением меха, звукоизвлечением, работа над штрихами.
Совершенствование исполнительского мастерства.
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное
привлечение ученика во все этапы обучения. Игра пьес различных стилей и
жанров, в том числе полифонической музыки.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Личный архив:
С.Юхно Этюд
Л.Анцати Этюд
С.Скворцов Этюд
Г.Беренс Этюд
Д.Тюрк «Лиха беда начало»
Г.Телеман Полифоническая пьеса
А.Доренский Блюз
Ю.Левитин Марш
Д.Самойлов Песня
Я.Френкель «Погоня»
Р.Паулс «Колыбельная»
«Печь упала» ч.н.п.
«А я по лугу» р.н.п.
«Пойду ль я» р.н.п.
«Куманечек» р.н.п.
Глюк К. «Веселый хоровод»
Гайдн Й. Анданте
Д.Кабалевский Галоп

IV КЛАСС
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Главная задача - предоставить выпускную программу в максимально
готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся
обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником
музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная
работа над качеством звука, ритмом, интонацией.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
ЛИЧНЫЙ АРХИВ:

Перселл Г. - Ария
Г.Штольцель Менуэт
С.Юхно Этюд
К.Черни Этюд
B. Моцарт Колыбельная, Менуэт
Перселл Г. - Ария
Фомин Е. - Ариетта
Хачатурян А. - Андантино
Г.Гендель Сарабанда
Шостакович Д. - Колыбельная
Чимароза Сонатина
А.Доренский Сонатина в классическом стиле
А.Доренский «Грустный напев»
А.Доренский Маленькая прелюдия
C. Бредис «Летний вечер»
Е.Дога «Вальс»
«Метелки» обр.Грачева
«Уж я по лугу» обр.Ю.Зубатова
«Ехал Казак за Дунай» обр.А.Иванова
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Хорошо организованный контроль и учет успеваемости - важное
условие высокой эффективности учебно-воспитательного процесса в
музыкальной школе.
Оценка качества знаний по «Основы инструмента (аккордеон)»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую

аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть
контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов.
Успехи учащихся оцениваются педагогом непосредственно в процессе
классной работы, а также специальными комиссиями на академических
концертах и экзаменах. Учащиеся сдают экзамены по полугодиям.
Академические концерты включают в программу одну или две пьесы.
За исполнение академического концерта (являющегося экзаменом)
выставляется оценка. На сегодняшний день в школе применяема пятибалльная
система оценок. Четвертные оценки определяются педагогом на основании
текущих, и являются основными. Оценки за выступления суммируются с
текущими, дополняют и корректируют друг друга.
Также в конце каждой четверти предусмотрены контрольные уроки.
В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе
четвертных и с учетом оценок, полученных учащимися на академических
концертах и контрольных уроках в первом и втором полугодиях.
По завершении изучения учебного предмета по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании музыкальной школы.
V. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень
развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на аккордеоне является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, корпуса, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и
т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного
материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых,
динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. Вся творческая деятельность педагогамузыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе
имеющейся методической литературы.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
2. Периодичность занятий - каждый день.
3. Количество занятий в неделю - от двух до четырех часов.

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аккордеон в музыкальной школе: пьесы для 1-2 классов. Вып.44. Сост.
Ф.Бушуев. - М., 1984.
2. Аккордеон в музыкальной школе: пьесы для 3-4 классов. Вып.45. Сост.
Ф.Бушуев. - М., 1984.
3. Аккордеон в музыкальной школе: пьесы для 1-3 классов. Вып.47. Сост.
С. Павин. - М., 1984.
4. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.26.Сост.В.Грачёв. - М.,1986.
5. Альбом начинающего аккордеониста. Вып.22.Сост.М.Цыбулин,- М.,1985.
6.
Бажилин А. Школа игры на аккордеоне. - М.: издательство Катанского
В., 1999.
7. Бойцова Г. Юный аккордеонист. - 4.1. - Музыка, 1997.
8. Бажилин А. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: издательство
Катанского В., 1999.
9. Герасимов В. Детский альбом: пьесы для баяна. - Орёл, 1996.
10. Доренский А. Посчитаем до пяти. - Ростов-на-Дону, 1999.
11. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: Сов. композитор,
1993.
12. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: Сов. композитор,
1993.
13. Музыкальная акварель: пьесы для аккордеона. Вып.2. Сост. А.Новиков. М., 1982.
14. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. - М.: Советский композитор, 1978.
15. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: Советский Композитор,
1975.
16. На досуге: Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып.4 Сост. Л.Присс. М., 1986.
17. Педагогический репертуар аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Вып.9
Сост.Ф.Бушуев, С. Павин. - М., 1980.
18. Педагогический репертуар аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 10
Сост.Ф.Бушуев, С. Павин. - М., 1981.
19. Хрестоматия аккордеониста: пьесы для 1 - 2 класса. - М.: Музыка, 1980.
20. Хрестоматия аккордеониста: пьесы для 1 - 2 класса. - М.: Музыка, 1989.
21. Акимов Ю. Школа игры на баяне, 4.1. - М.: Музыка, 1971.
22. Нотный альбом баяниста. Вып. 9. Сост. Басурманов А. - М.: Сов.
композитор. 1987.
23. Нотный альбом баяниста. Вып.13. Сост. Басурманов А. - М.: Сов.
композитор. 1992.
24. Педагогический репертуар. Подготовительная группа. Изд.
Сандини,1997.
25. Педагогический репертуар баяниста. Вып.1. 1-2 классы. Сост. Бойко И. Ростов на Дону, изд. Феникс. 2000.
26. Педагогический репертуар. Первый класс. Изд. Сандини,1997.
27. Русские узоры. Популярные русские народные танцы для баяна. Сост.

Корнев В. - М.: Музыка,1984.
28. Учимся играть на аккордеоне. Альбом пьес для начальных классов
ДМШ.Автор-составитель Бажилин Р.Н.
29. Музыка для детей. Вып.2. 2-3 кл.ДМШ Доренский А.
30. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна и аккордеона. 1-3 кл.ДМШ.
Доренский А.
31. Детский альбом для аккордеона Бажилин Р. Н.
Методическая литература
1. Баренбойн Л. Путь к музицированию. - М.: Сов.композитор, 1978.
2. Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М.: «Музыка», 1998.
3. Имханицкий М. Вопросы современного баянного и аккордеонного
искусства М. 2010.
4. Онегин.А. Школа игры на баяне (вступление). - М.: Музыка, 1981.
5. Лушников В. Школа игры на аккордеоне (вступление). - М.: Сов.
композитор, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».