Муниципальное учреждение дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 1 от 25.03.2020 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ________________Я.А.Семак 25.03.2020 г. ОТЧЕТ о результатах самообследования муниципального учреждения дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района» за 2019-2020 год Овсянка, 2020 Содержание Введение 1. Аналитическая часть: 1.1. Общие сведения об учреждении 1.2. Обеспечение образовательной деятельности (здание, помещения) 1.3. Система управления (советы, собрания и т.д.) 1.4. Образовательная деятельность 1.5. Регламент учебного процесса (учебные планы. Расписание, учебный график) 1.6. Качественные и количественные показатели успеваемости, выпускники 1.7. Фестивальная и конкурсная деятельность 1.8. Культурно-просветительская деятельность 1.9. Качество кадрового обеспечения (аттестация, награды, курсы повышения квалификации) 1.10 методическое обеспечение образовательного процесса 1.11. Информационное обеспечение деятельности 1.12. материально-техническое обеспечение деятельности 1.13. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности 1.14. Финансово-экономическое обеспечение деятельности 2. Общие выводы Введение Процедура самообследования Муниципального учреждения дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района» (далее - Школа) проведена на основании нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 14.06.2013 г. № 462» Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», Положения о порядке проведения самообследования МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района», Устава школы. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Школы. В процессе самообследования был проведен анализ и дана оценка деятельности Школы за 2019 год. Источниками информации явились: - нормативно-правовые документы, рабочие документы, регламентирующие направления деятельности Школы (аналитические материалы, планы и анализы работы, программы, расписания занятий и т. д.). анализ и результаты промежуточной и итоговой аттестации, результаты конкурсных мероприятий, определяющих качество подготовки обучающихся. По результатам самообследования дана оценка деятельности Школы, в рамках которой были рассмотрены все аспекты учебно-воспитательной, концертной, конкурсной и другой творческой деятельности обучающихся, уровня подготовки выпускников, системы управления Школы, качества кадрового, учебнометодического и библиотечного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования; подведены итоги культурно-просветительской работы, благотворительной деятельности Школы, работы по внедрению в практику новых направлений образования в области искусств: предпрофессионального и общеразвивающего, современных технологий обучения в области искусств, совершенствования исполнительского мастерства и методической компетенции педагогического коллектива, ряда других направлений, необходимых для обеспечения решения основных целей и задач деятельности Школы. В ходе самообследования были определены результативность и качество образовательной деятельности, эффективность использования всех ресурсов Школы, сделаны выводы, анализ причин возникновения обнаруженных в ходе самообследования проблем и определены пути их решения. Проведение самообследования Школы позволило получить объективную информацию об основных тенденциях в работе учреждения и причинах, влияющих на степень удовлетворенности заказчиков качеством образования. По результатам, полученным в ходе самообследования, составлен настоящий отчет. 1. Аналитическая часть 1.1. Общие сведения об учреждении Название- Муниципальное учреждение дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района». Сокращенное название – МУ ДО «Музыкальная школа Зейского района». Юридический адрес: ул.Советская, 79, с.Овсянка, Зейский район Амурской области, тел. 8 (41658) 41426 Структурное подразделение п.Береговой, Структурное подразделение п.Верхнезейск. Учредитель: отдел культуры, спорта и архивного дела администрации Зейского района Тип: образовательное учреждение дополнительного образования Уровень образования: дополнительное образование детей и взрослых Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана Министерством образования и науки Амурской области 14 ноября 2016 года, регистрационный № ОД 5511. 1.2. Обеспечение образовательной деятельности Школа занимает нежилое отдельно стоящее одноэтажное здание на праве оперативного управления. Школа располагает 3 учебными кабинетами для групповых занятий, 3 учебными кабинетами для индивидуальных занятий, концертным холлом на 40 мест, кладовой для хранения музыкальных инструментов, разнообразным инструментарием и оборудованием, наглядными пособиями и инвентарем, которые по мере возможности обновляются. Компьютеризированными рабочими местами оборудованы кабинеты ДПИ и теоретических дисциплин. Имеется подключение к Интернету. Создан сайт школы. Выводы: Школа эффективно использует имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления, обеспечивает его сохранность. Разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора и государственной противопожарной службы на ведение образовательной деятельности в используемых помещениях подтверждают соответствие предъявляемым требованиям. Четкая организации системы учета и хранения материальных ценностей подтверждена результатами инвентаризации имущества и основных средств Школы. Учебный процесс оснащен всеми необходимыми техническими средствами обучения, музыкальными инструментами, технической аппаратурой для концертной деятельности. Ежегодно материально-техническая база обновляется и совершенствуется, осуществляется текущий ремонт имущества. Рояли и фортепиано регулярно обслуживаются настройщиками музыкальных инструментов. Материально-техническая база школы соответствует техническим, санитарногигиеническим и эстетическо-художественным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Эксплуатация здания осуществляется согласно действующим правилам пожарной безопасности, правилам устройства и технической эксплуатации электрооборудования. Наряду с этим, комиссия отмечает, что школе необходимо провести переоснащение учебных помещений (в том числе современной учебной мебелью, интерактивными досками, видеопроекторами), капитальный ремонт здания. 1.3. Структура и система управления Управление Школой осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Непосредственное управление школой осуществляет директор. Заместитель директора по организационным вопросам организуют текущее и перспективное планирование образовательной деятельности школы. В Школе созданы органы самоуправления: педагогический и методический советы, Совет школы. Педагогический совет рассматривает основные вопросы образовательного процесса. На заседаниях Педсовета обсуждаются проекты планов работы на предстоящий год, проводятся итоги промежуточной и итоговой аттестаций учащихся, разбираются проблемы учебного процесса. Совет школы создан с целью принятия оперативных решений в сфере деятельности школы, рассмотрения и принятия локальных нормативных актов. Методический совет школы работу по совершенствованию образовательного процесса (в том числе - образовательных программ, форм и методов обучения) с учётом развития творческой индивидуальности обучающихся. Школа работает по согласованной и утвержденной Программе развития. Все мероприятия (педагогические советы, заседания методического совета) проводятся в соответствии с годовым планом работы. Каждую неделю насущные вопросы деятельности Школы решаются на административном совещании. По всем должностям работников разработаны и утверждены должностные инструкции, в которых отражены основные направления деятельности и определен круг обязанностей. Делопроизводство в Школе ведётся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Контроль над исполнением распорядительных документов осуществляется директором, специалистами. Выводы. В результате самообследования комиссией было установлено, что управление Школой строится на принципах открытости и гласности. Структура управления Школой достаточно сбалансирована и эффективна, что позволяет выполнять в полном объеме задачи по управлению образовательным процессом. Формы и методы управления отвечают требованиям действующего законодательства и Устава Школы. Органы управления не заменяют друг друга, полномочия структур чётко скоординированы. Сфера организации и планирования образовательной деятельности является значимым звеном в общей системе работы педагогического коллектива. План работы Школы является результатом продуманного планирования направлений работы, намечает перспективы, способствует успешной её реализации, призвана в комплексе решить общие цели и задачи Школы, организовать концертную, конкурсную, выставочную деятельность обучающихся и преподавателей, готовить детей к продолжению профессионального образования в сфере культуры и искусства. Нормативно-правовая и организационно-распорядительная документальная база Школы соответствует действующему законодательству РФ, Уставу Школы. Локальные акты регламентируют управление Школой на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивают стабильность функционирования деятельности Школы. Постановка делопроизводства соответствует требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. 1.4. Образовательная деятельность Контингент учащихся Школы на 1 сентября 2019 года составил 120 человек за счет средств бюджетного финансирования. В соответствии с реализацией плана приема на 2019-2020 учебный год 42 учащихся зачислены в 1 класс, из них 8 учащийся на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, 34 учащийся на дополнительные общеразвивающие программы в области искусств. Всего на 01 сентября 2019 года по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального и изобразительного искусства обучалось 23 учащихся, 97 учащихся по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального, изобразительного искусства. Анализ содержания образовательных программ и образовательных программ по учебным предметам показывает соответствие учебных планов, учебнометодической документации нормативным требованиям, указанным в Федеральных государственных требованиях, образовательных программах, разработанных школой, полноту и результативность образовательных программ. Прослеживается положительная динамика по сохранности контингента (в 2018-2019 учебном году он составил 98% из числа обучающихся в рамках муниципального задания), результатов промежуточной и итоговой аттестации, наличие выпускников, поступивших в образовательные учреждения среднего и высшего образования; наличие выпускников, продолживших самостоятельную деятельность в области искусства в различных формах (в творческих коллективах общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, в самодеятельных коллективах города и области). Школа осуществляет образовательную деятельность в области дополнительного образования детей и взрослых по следующим образовательным программам: 1. Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств 2. Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области искусств Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, реализуемые в Школе: № 1. 2. 3. Наименование программы Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Баян» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Гитара» Срок реализации 8(9)лет 8(9)лет 5 (6) лет 8(9)лет 5 (6) лет В течение 2018-2019 учебного года преподавателями школы были написаны дополнительные предпрофессиональные программы учебных предметов в соответствии с ФГТ: - дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Фортепиано»; - дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты»; - дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Теория и история музыки»; Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области искусств, реализуемые в Школе: 1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (Гитара, фортепиано, синтезатор, баян, аккордеон). Срок обучения - 3-4 года. 2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Сольное пение». Срок обучения - 4 года. 3. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Срок обучения - 4 года. Общеразвивающие программы разрабатываются в Школе самостоятельно на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/6-ГИ, приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 № 196, а также с учетом педагогического опыта работы в области музыкального исполнительства и художественного творчества. Образовательные программы определяют содержание образовательного процесса в школе и ориентированы на различный возраст детей. В них есть дифференцированный подход к образованию, что предполагает развитие творческих способностей учащихся с разными способностями. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно на основании учебных планов. Обязательным условием деятельности является создание благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей учащихся, индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даёт возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования, раскрыть свой творческий потенциал. Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий (индивидуальных и групповых), где указываются учащийся и учебные группы, время и продолжительность занятий, классы и фамилия преподавателя, ведущего занятия. Численный состав учебных групп определяется в соответствии с учебными планами, на основании ФГТ. Динамика успеваемости стабильная, результат образования и уровень подготовки выпускников выше среднего. Выводы. Комиссия проанализировала и установила, что образовательные программы, реализуемые в Школе, соответствуют Уставу и Лицензии, утверждены в установленном порядке. В Школе созданы необходимые условия для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а также дополнительно к основной функции реализованы дополнительные общеразвивающие образовательные программы, направленные на общее художественно-эстетическое развитие и выявление творческого потенциала личности. Выбор образовательных программ на учебный год обусловлен спецификой контингента обучающихся, имеющимся кадровым потенциалом, соответствует уровню профессиональной одарённости и индивидуальным потребностям обучающихся, целям и задачам Школы. Направленность реализуемых образовательных программ, учебнометодический комплекс соответствуют учебному плану школы. За отчетный период в Школе сохранился и приумножился спектр образовательных программ, проведена работа над корректировкой имеющихся программ. Образовательные программы отделений, программы учебных предметов имеют необходимую структуру, рецензии, составлены преподавателями с учетом возрастных особенностей обучающихся, прошли необходимую процедуру утверждения. Стабильность контингента - это одна из важных сторон деятельности Школы. Работа по сохранению контингента из года в год ведется целенаправленно, продуманно и систематически. 1.5. Регламент учебного процесса (учебные планы, расписание, учебный график, формы образовательного процесса) Одним из компонентов нормативно-регулирующей деятельности Школы является учебный план. Учебный план - документ, разработанный на основе примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусств для ДМШ и ДШИ Министерства культуры Российской Федерации, определяющий требования к организации образовательного процесса в школе. Учебный план утверждается Школой самостоятельно. Объединение предметов по образовательным областям определяет принцип формирования учебного плана. Инвариантная и вариативная части учебного плана имеют четкое определение минимального количества часов на каждую образовательную область и на каждый класс. Наполняемость инвариантной части определена базисным учебным планом и включает в себя федеральный компонент. Вариативный блок обеспечивает реализацию Школьного компонентов образования. Эта часть учебного плана предназначена для изучения углубленного освоения предметов, обозначенных в образовательных областях, для организации факультативных, индивидуальных или групповых занятий. Учебный план Школы отражает: □ необходимое количество часов на освоение образовательных программ; □ максимально возможную нагрузку детей разного возраста; □ специализацию учащихся; □ продолжительность занятий. Организация образовательного процесса в Школе также регламентируется годовым календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий и дополнительными общеобразовательными программами. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно. Характеристика форм образовательного процесса Основная форма образовательного процесса - учебные занятия (групповые и индивидуальные). Реализация предпрофессиональных программ предполагает также мелкогрупповую форму занятий. Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий (индивидуальных и групповых). Численный состав учебных групп определяется в соответствии с учебными планами. В Школе осуществляется непрерывный образовательный процесс. В воскресное и каникулярное время наравне с учебными занятиями используются другие формы обучения: концерты и выставки, конкурсы и фестивали, культурнодосуговые мероприятия, рабочие репетиции детских творческих коллективов школы, которые представляют собой единый комплекс деятельности Школы, направленный на создание условий для творческой реализации каждого ребенка на оптимально доступном для него уровне. Выводы. Учебный план реализовывался на основе образовательных программ, заявленных в лицензии. Учебные планы разработаны в соответствии как с целями и задачами деятельности Школы, так и с учётом обеспечения преемственности дополнительных образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, обязательной ориентации на обновление содержания образования в области искусств, с учётом методических рекомендаций Министерства культуры РФ от 11.01.2013. Учебные планы дают возможность создать наиболее благоприятные условия организации учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и тем самым дать возможность большому количеству учащихся включиться в процесс художественного образования. Учебная документация имеется, соответствует правилам ведения, заполняется качественно и своевременно. 1.6. Качественные и количественные показатели успеваемости, выпускники Система оценки результатов обучения включает в себя: оценку личностных достижений ребёнка, уровня образовательных достижений класса (или по предмету), мониторинг качества обучения. Основными формами оценки результатов обучения являются: контроль, промежуточная аттестация (согласно календарному графику учебного процесса), итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится в выпускных классах по утвержденному расписанию в мае-июне учебного года и осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации Школы. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается в установленном порядке. Перечень дисциплин, выносимых на итоговую аттестацию, определяется учебным планом. Выпускнику, успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается Свидетельство об окончании Школы по определенной образовательной программе. Выводы. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются Школой самостоятельно. На каждом этапе обучения каждого класса проходят контрольные уроки, технические зачеты, академические концерты, выставки работ, которые показывают объективные знания обучающихся по всем дисциплинам. Итоговая аттестация в Школе проводится аттестационными комиссиями, которые руководствуются в своей деятельности "Положением об итоговой аттестации", в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа итоговой аттестации и критерии оценки соответствуют уровню подготовки выпускных классов по образовательным программам в соответствии с федеральными государственными требованиями. Школа проводит большую работу по сохранению и развитию отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств и создания условий для дальнейшего профессионального становления. В дальнейшем следует уделить особое внимание вопросам разработки и апробации фондов оценочных средств к предпрофессиональным образовательным программам, а также систематическому отбору детей для продолжения обучения после ДШИ в ССУЗах и ВУЗах. 1.7. Фестивальная и конкурсная деятельность Особенностью учебного процесса в Школе является органичное соединение инструментального направления и различных форм коллективного творчества. Так, в школе успешно продолжают работать 3 творческих коллектива: 1.Оркестр русских народных инструментов (художественный руководитель Башев А.А.- преподаватель первой категории); 2. Ансамбль гитаристов (художественный руководитель – Руденко В.Г. – преподаватель высшей категории); 3. Вокальный ансамбль (художественный руководитель – Семак Я.А., директор школы); Конкурсная, выставочная, фестивальная деятельность - неотъемлемый элемент, важная и объёмная по временным, эмоциональным и другим затратам часть образования в Школе, являющаяся для многих детей любимым видом занятий и составляющая ряд самых запоминающихся событий школьной жизни. Высокий рейтинг у детей имеет работа и выступления в составе творческих коллективов, ансамблей и оркестров, дающая возможность предоставления продуктов совместного творческого взаимодействия. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в Школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. Приоритетным направлением конкурсной деятельности в 2019 году стали развитие художественной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в искусстве. Участие в региональных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях за последние 3 года показали высокое мастерство учащихся и преподавателей. Выводы. Одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и Школы в целом является участие учащихся в конкурсах и фестивалях. В Школе созданы условия, для оптимального развития одаренных детей, а также детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. Исполнительские конкурсы, фестивали и выставки художественного творчества позволяют решить комплекс музыкальнообразовательных, художественнотворческих, педагогических и психологических проблем в области художественного воспитания учащихся Школы. Выбор конкурсной программы позволяет раскрыть творческие, художественные, технические возможности конкурсанта, его “плюсы”, которые стоит подчеркнуть. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей Школы. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. 1.8. Культурно-просветительская деятельность Культурно-просветительская деятельность является одним из ключевых направлений деятельности Школы по выявлению и развитию художественных способностей учащихся, духовно-нравственному воспитанию, пропаганде и распространению среди населения лучших достижений в области искусства. Учащиеся и преподаватели проводят большую концертную и просветительскую работу среди воспитанников детских садов, среди учащихся общеобразовательных школ: № 1. Тематика мероприятий/ Количес тво Специализированные количество/ целевая аудитория участни ков учреждения, педагого в и принимавшие участие учащихс я ДШИ в мероприятии (общее количес (наименование тво/из них: учреждения/ несовер шенноле количество тних) участников) Мероприятия, направленные на формирование здорового образа 234/169 жизни - 10 мероприятий 2. Мероприятия по организации досуга детей в летний период - 4 мероприятия 199/185 3. Профилактика безнадзорности и правонарушений - 9 мероприятий 355/202 4. Мероприятия гражданскопатриотической 927/817 - 5. 6. 7. 8. направленности9 мероприятий Организации досуга пожилых людей - 6 мероприятий Организация досуга граждан с ограниченными возможностями - 9 мероприятий Тематические мероприятия к календарным праздникам и датам - 27 мероприятий 148/111 83/76 1228/979 Благотворительн 117/105 ые мероприятия - 5 мероприятий Школа расширяет свое культурное и образовательное пространство через интеграцию и совместную реализацию творческих планов с учреждениями образования. Ежегодно Школа принимает участие в конкурсах и фестивалях, в рамках зонального методического объединения. Выводы. Школа наряду с реализацией дополнительных общеобразовательных программ выступает и как организатор культурно-просветительской деятельности не только среди обучающихся Школы, но и в социальном пространстве. В основе реализации программ культурно-просветительской деятельности Школы лежит системный подход, планирование имеет комплексных характер. Формы и способы приобщения к культурным ценностям дифференцированы с учетом конкретной ситуации, уровня готовности к восприятию произведений и достижений культурных ценностей определенной социальной или возрастной группы. Культурно-просветительская деятельность, благотворительные акции проводятся силами преподавателей и обучающихся, для которых различные сценические площадки становятся местом реализации и демонстрации творческих способностей и достижений. Культурно-просветительская деятельность реализуется через осуществление совместных творческих проектов, организацию и проведение различных творческих мероприятий для различных групп населения (дошкольники, младшие школьники, подростки и старшеклассники, взрослые), в том числе и для детей, нуждающихся в особой заботе. Отмечается увеличение доли обучающихся, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в том числе проводимых непосредственно Школой (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.) от общего числа детей, обучающихся в Школе. Организуемая Школой культурно-просветительской деятельность предоставляет учащимся возможность обретения новых знаний, нового личностного опыта в разнообразных формах общения и взаимодействия с другими людьми, возможность новых ролей и событий. Планомерно расширяется сфера взаимодействия с образовательными учреждениями, социальными центрами, досуговыми учреждениями, изменяется география деятельности Школы. О положительных результатах совместной деятельности свидетельствуют результаты опроса участников мероприятий. Полученные данные подтверждают большой интерес и внимание всех групп опрошенных к проводимым мероприятиям, программам и проектам. Выступления обучающихся и преподавателей Школы востребованы, участники образовательного процесса являются желанными гостями на разных концертных площадках, что свидетельствует о высоком уровне исполнительского мастерства. Социальная значимость и продуктивность культурно-просветительской деятельности Школы отмечена многочисленными благодарственными письмами. 1.9. Качество кадрового обеспечения В Школе работает высокопрофессиональный творческий коллектив преподавателей, деятельность которого направлена на решение главной зачади образовательной политики на современном этапе - дать учащимся полноценное качественное образование, подготовить выпускников, чьи полученные в Школе знания и приобретенные умения позволят части из них продолжить образование в профессиональных образовательных организациях или организациях высшего образования отрасли культуры, а другой части выпускников - пополнить ряды грамотной зрительской и слушательской аудитории театров, концертных и выставочных залов и стать ядром в формировании гармоничного, духовно развитого российского общества. Развитие педагогического потенциала - одно из направлений работы школы, а также создание условий для постоянного повышения квалификации преподавателей. Всего в школе преподавателей - 11, с высшей категорией - 3 (27%); с первой - 3 (27%); на соответствие - 2 (18%); без категории - 3 (27%). Преподаватели и концертмейстеры повышают квалификацию, проходя обучение на курсах повышения квалификации, получая консультации и мастер - классы ведущих профессионалов в области искусства. Качественный рост профессионального мастерства педагогического коллектива подтверждается стабильным повышением уровня квалификационных категорий, а творческие достижения преподавателей и учащихся вышли на всероссийский и международный уровень. Выводы. Анализируя данные о кадровом составе, комиссия отмечает, что Школа располагает необходимым кадровым потенциалом в результате целенаправленной кадровой работы администрации Школы по привлечению преподавателей, способных обеспечить качество образовательного процесса. Базовое образование всего преподавательского состава полностью соответствует содержанию подготовки учащихся, осуществляемой в Школе по всем видам искусств, отвечает целям, задачам, направлениям образовательной деятельности учреждения. Педагогический коллектив в Школе стабильный. Кадровый потенциал Школы развивается на основе повышения квалификации преподавательского состава и на основе ротации кадров. Сохраняется небольшая тенденция притока молодых специалистов. 1.10. Методическое обеспечение образовательного процесса Методическая работа в Школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на обеспечение профессионального роста преподавателей, развитие их творческого потенциала, и в конечном итоге, повышение качества и эффективности образовательного процесса. Главной структурой, организующей методическую работу преподавателей, являются методические объединения. В 2019 году на заседаниях рассматривались вопросы, связанные с профессиональными компетенциями, большое внимание уделялось вопросам учебной и воспитательной деятельности; в рамках работы методических объединений прошли открытые уроки и внеклассные мероприятия, велась большая методическая работа по созданию методических разработок, программ, учебных пособий: № Название методической разработки Фамилия, имя, отчество (программы, учебного пособия). преподавателя 1 Е.А.Лебедева «Развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» 4 В.Г.Руденко «Развитие и совершенствование музыкальноритмических чувств учащихся» Рабочая тетрадь по слушанию музыки (2 класс) 11 Я.А.Семак Выводы. Организация методической работы соответствует целям и задачам, стоящим перед Школой. Методическая деятельность обеспечивает профессиональный рост и развитие профессиональных компетентностей преподавателей, концертмейстеров, с конечной целью - повышением качества и эффективности образовательного процесса. Методическая работа постоянно совершенствуется. В целях обеспечения выбора направлений методической работы внутри Школы было осуществлено прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса. На основе диагностики составлен план работы методического отдела, уточнён пан повышения квалификации преподавателей, план аттестации работников Школы, подбор тем по самообразованию преподавателей. Следует продолжить работу по обеспечению необходимыми научнометодическими, нормативно-правовыми, информационными материалами. Особое внимание уделить участию преподавателей в семинарах, научно-практических конференциях круглых столах в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции на Всероссийском уровнях. 1.11. Информационное обеспечение деятельности Одним из важнейших показателей проведения качественной образовательной деятельности Школы является уровень информационного обеспечения. Для обеспечения образовательного процесса Школа располагает современной информационно-учебной, методической и технической базой, необходимым количеством компьютерного оборудования. В Школе имеется 6 компьютеров и ноутбуков, 5 устройств МФУ. Все компьютеры Школы имеют выход в интернет. В Школе большое внимание уделяется внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс. Информационное обеспечение образовательного процесса направлено на создание условий для информационной открытости Школы, развитие единой информационнообразовательной среды учреждения посредством активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и расширения информационной открытости Школы. Работа по информационному обеспечению образовательного процесса в 2019 году направлена на реализацию цели - закрепление имиджа Школы как современного образовательного пространства, имеющего высокий рейтинг предпрофессиональной подготовки, отвечающего запросам времени и реализующего социально-востребованные культурные проекты. В течение отчетного периода решались задачи: - организация сбора, систематизации, хранения и резервного копирования информации в электронном виде по направлениям деятельности; - техническое обеспечение электронного документооборота учреждения; - макетирование и печать (афиши к мероприятиям, сертификаты участника мероприятий, дипломы, свидетельства, пригласительные билеты, программки концертов, оформление выставочных стендов); - мультимедийное сопровождение концертов, учебных занятий и других мероприятий, проводимых Школой, включая разработку мультимедийных файлов; - подготовка и размещение информации о событиях Школы в социальных сетях; - привлечение родителей, общественности в число подписчиков на социальные сети Школы; - разработка нормативных (локальных актов), регламентирующих работу Школы в области информационных технологий. - администрирование интернет-сайта Школы Официальный сайт отражает информацию, адресованную всем участникам образовательного процесса и другим посетителям сайта. Информационный ресурс содержит сведения о регламентах работы Школы, о документальном сопровождении образовательного процесса, об образовательных программах, о детских творческих коллективах, о педагогических кадрах, об антикоррупционной деятельности, о безопасности жизнедеятельности, о финансировании и использовании денежных средств, о событиях и достижениях. На официальном сайте также размещены: -независимая оценка качества образования; - анонсы мероприятий и новостей; - локальные акты и нормативные документы; - сведения о руководящем и педагогическом составе; Выводы. Школа имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержание которого соответствует требованиям ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказа Минобнауки Россиии от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации". Учебный процесс Школы обеспечен информационно-методическими ресурсами, фоно- и видеоматериалами, учебно-методическими материалами, научными и методическими разработками для эффективной образовательной деятельности. Комплектование фондов основывается на анализе потребностей учебного процесса в учебной, учебно-методической литературе, заявок отделений, количества обучающихся, типа и вида изданий, необходимых для изучения дисциплин учебного плана. Несмотря на положительные тенденции в развитии процессов информатизации Школы, существует и ряд проблем. В частности, несмотря на то, что парк компьютерной техники регулярно обновляется, остается проблема его морального устаревания ввиду постоянного роста требований к аппаратным ресурсам со стороны современного программного обеспечения. Отсутствует единая локальная сеть. Школа не имеет возможности для размещения серверной комнаты. Актуальной является и ситуация с обновлением программного обеспечения. В целях развития системы информатизации следует больше внимание уделить целенаправленной информатизацией учебного процесса Школы, внедрением и использованием современных программных продуктов, необходимо активизировать деятельность преподавателей по разработке программных продуктов, используемых в учебном процессе. 1.12. Материально-техническое обеспечение деятельности. Школа занимает нежилое отдельно стоящее одноэтажное здание на праве оперативного управления. Школа располагает 3 учебными кабинетами для групповых занятий, 3 учебными кабинетами для индивидуальных занятий, концертным холлом на 40 мест, кладовой для хранения музыкальных инструментов, разнообразным инструментарием и оборудованием, наглядными пособиями и инвентарем, которые по мере возможности обновляются. Компьютеризированными рабочими местами оборудованы кабинеты ДПИ и теоретических дисциплин. Имеется подключение к Интернету. Образовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность детских школ искусств и музыкальных школ в Российской Федерации: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; - Приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Федеральными государственными требованиями; - Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191- 01-39/06-ГИ); - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41); - законодательными и локальными актами государственных органов Амурской области, отдела культуры, спорта и архивного дела администрации Зейского района; - Уставом муниципального учреждения дополнительного образования «Музыкальная школа Зейского района». СВЕДЕНИЯ О НАЛИИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ Наименование отделения 1. Общий Оснащенность помещений Наименование помещений (номер кабинета) №1 - доска офисная - учебная мебель - фортепиано 2. Фортепианное отделение №2 - учебная мебель - два фортепиано 3. Народное отделение №6 - учебная мебель - два баяна Ясная поляна - баяны - аккордеоны - гитары - пульт для нот 8. Теоретическое отделение №8 9. Художественное отделение №9 - учебная мебель - доска классная - ноутбук - фортепиано - облучатель- рециркулятор - высокоскоростной доступ в Интернет - учебная мебель - джокерная конструкция на стене - доска классная - мольберты - ноутбук - телевизор - облучатель- рециркулятор - подиум - этажерка - наглядный фонд (реквизит) - высокоскоростной доступ в Интернет Выводы. В результате самообследования комиссия установила, что в Школе рационально и эффективно используются бюджетные и внебюджетные средства, предназначенные для развития материально-технической базы, за счет грамотного планирования, принятия оптимальных решений на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях. Все учебные помещения, используемые для осуществления образовательной деятельности, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности, лицензионным требованиям. Материально-техническая база Школы оснащена необходимым оборудованием, музыкальными инструментами. Школа располагает учебными кабинетами, которые используются при проведении учебного процесса на должном уровне. Школа имеет звуковое и световое оборудование. Обеспечивается сохранность, рациональное использование имущества, закрепленного за Школой на праве оперативного управления. Материально-техническая база Школы развивается согласно годовым планам работы, а также Программе развития Школы. Состояние охраны труда, соблюдение правил, норм и гигиенических нормативов, состояние пожарной безопасности удовлетворяет требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. В результате проведенного самоанализа комиссия рекомендует продолжить работу над оснащением Школы музыкальными инструментами, в том числе приобретением концертного рояля, современными образовательными ресурсами, увеличить число электронных цифровых ресурсов для учебного процесса, переоснастить кабинет №24 в малый концертный зал. 1.13. Обеспечение защищенности. безопасности и антитеррористической В соответствии со статьёй 28 ФЗ "Об образовании в РФ" №273-Ф3 от 29.12.2012 г. - соблюдение требований безопасности есть важное условие качества образовательного процесса. Администрацией Школы сформулирована цель развития системы безопасности школы - всестороннее обеспечение безопасности обучающихся и работников во время их учебной и трудовой деятельности. Для этого решаются следующие задачи: 1. Выполнять требования законодательных и иных нормативноправовых актов в области безопасности, антитеррористической защищённости, гражданской обороны и охраны труда, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни, обучающихся и работников во время их учебной и трудовой деятельности от возможных террористических актов, пожаров, аварий и других опасностей природного и техногенного характера. 2. Создать информационную среду в области обеспечения безопасности, знаний основных правил поведения в чрезвычайных ситуациях, мер по их профилактике. 3. Пропагандировать безопасное поведение в школе, на улице и общественных местах. 4. Привлечь внимание родителей к решению проблемы обучения детей безопасному поведению, формированию общей культуры безопасности. 5. Обеспечить контрольно-пропускной режим в здании школы. 6. Выполнять запланированные мероприятия, направленные на повышение защищённости школы. Обеспеченность безопасности и антитеррористической защищенности учащихся в Школе осуществляется путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе: основные мероприятия по противодействию терроризму; мероприятия по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности; мероприятия по обучению педагогических работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание уделяется вопросам безопасности при проведении массовых мероприятий. Имеется план эвакуации обучающихся в случае пожара и ЧС. Регулярно, 2 раза в год проводится тренировочная эвакуация учащихся и персонала. С целью обеспечения безопасности детей и работников учреждения в 2019 году выполнены следующие мероприятия: - отработаны планы эвакуации в соответствии с ГОСТ р12.2.143-2002 г.; -отработаны правила поведения учащихся в школе и на ее территории; обучены все сотрудники оказанию первой медицинской помощи; - -установлено ограждение (забор) по периметру всего здания; -проводится периодический обход и осмотр территории, помещений, стоянки автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений; - размещены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в школе, при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов в учреждении, а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб. - проводятся инструктажи с работниками по антитеррористической защищенности на регулярной основе; -разработаны распорядительные документы по организации охраны, обеспечению пропускного режима и внутриобъектового режимов работы Школы: - Приказ об организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов работы в здании и на территории Школы. -Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации в случае возникновения пожара. - Инструкция по мерам пожарной безопасности в образовательном учреждении. - Приказ "О противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность". - Приказ "О назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, за содержание первичных средств пожаротушения, за техническое обслуживание и ремонт средств противопожарной защиты». - План противопожарных мероприятий на 2019 год. - Годовой план работы с обучающимися и сотрудниками Школы по обеспечению безопасности антитеррористической защищённости. - Проведение занятий с сотрудниками Школы: - требование по соблюдению мер безопасности и предупреждению террористической деятельности; - обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости. Выводы. Обобщая результаты работы в 2019 году комиссия установила, что основной показатель эффективности реализации мероприятий по комплексной безопасности Школы, выражающийся отсутствии нарушений в организации безопасного образовательного пространства, снижении рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма в период пребывания обучающихся в здании Школы, на её территории и во время выездных мероприятий, достигнут. Обеспечению данного показателя способствует систематическая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей Школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, постоянный мониторинг состояния комплексной безопасности учреждения. В Школе выполняются требования законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных, пожаров, аварий, террористических актов и других опасностей. Деятельность работников Школы регламентируется их должностными обязанностями. Изданы все необходимые приказы руководителя Школы по безопасности, в которых назначены ответственные лица за противопожарную безопасность, электробезопасность и охрану труда. Изданы приказы о соблюдении противопожарного режима в Школе и на её территории, изготовлены планы эвакуации, разработан план мероприятий по пожарной безопасности в Школе, разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) Школы. 1.14. Финансово-экономическое обеспечение деятельности В 2019 году бюджетное финансирование Школы осуществлялось на основе Плана финансово-хозяйственной деятельности. Расходование бюджетных средств осуществлялось в рамках выполнения Муниципального задания и было направлено на финансирование: 1. Услуг и работ по организации образовательного процесса: - содержание здания; - связь; - коммунальные услуги; - услуги охраны; - обеспечение безопасности; 2. Выплаты сотрудникам заработной платы и начислений на заработную плату. Выводы. В ходе самообследования комиссия установила, что финансирование Школы формируется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) Школы. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают: оплата труда с начислениями и расходы по содержанию имущества. 2.Общие выводы. Полученные данные позволяют сделать общий вывод о том, что Школа осуществляет свою деятельность в полном соответствии с основными целевыми установками Концепции развития детских школ искусств, с планом мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы. Школа выполняет свою миссию, цели и задачи, что подтверждено успешным выполнением плана работы учреждения. Обеспеченность образовательного процесса педагогическими кадрами по всем образовательным программам соответствует лицензионным требованиям в части укомплектованности штатов, качественного состава и образовательного ценза. Совершенствуется кадровое обеспечение: проводится значительная работа по повышению квалификации педагогических кадров, а также их своевременной аттестации. Создана система стимулирования к повышению качества работы педагогов через награждение Почетными грамотами, Почетными званиями и знаками отличия. Анализ работы Школы показал, что образовательная деятельность Школы находится в режиме стабильного функционирования, что подтверждается сохранностью учебного контингента, продолжительностью деятельности творческих коллективов. Наблюдается стабильность численности учащихся. В соответствии с муниципальным заданием Школа реализует предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Разнообразие тематики и профилей образовательных программ, реализуемых в Школе, позволяет максимально удовлетворять образовательные и социальные потребности детей, родителей, социума. Качество образования подтверждается результатами участия солистов и творческих коллективов Школы в фестивалях, выставках и конкурсах юных исполнителей различного уровня (регионального, всероссийского, международного). Постоянно разрабатываются и внедряются в образовательную деятельность новые педагогические и информационные технологии, что позволяет в значительной степени повысить качество учебно-воспитательной работы с детьми. Повышению качества образовательной деятельности способствует высокий уровень ее обеспечения. Методическая деятельность Школы характеризуется высоким потенциалом и уровнем проводимой работы. Системно ведется работа по выявлению и презентации интересного педагогического опыта Школы. Сформирована система разработки и утверждения образовательных программ и их методического обеспечения, что способствует созданию программнометодической документации высокого уровня. Постоянно совершенствуется материально-техническое обеспечение образовательного процесса, что способствует повышению качества учебного процесса и, как следствие, достижению стабильно высоких образовательных результатов. Обновляется содержание воспитательной работы через создание и совершенствование комплексных программ, внедрение технологий целевого планирования и проектирования воспитательной деятельности. Созданы условия для выявления и развития одаренных детей и талантливых педагогов.