Методическая работа Сувориной А.В.

Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Музыкальная школа Зейского района»
Верхнезейское структурное подразделение

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
СОНАТНАЯ ФОРМА

Подготовил преподаватель
Суворина А.В.

Февраль 2018 г.

Сонатная форма.
Классические сонаты - являются подготовительным этапом к сонатам Гайдна,
Моцарта, Бетховена.
Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка, периода
классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость
исполнения.
Благодаря исключительной лаконичности фортепианного изложения малейшая
неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание отдельных
звуков при исполнении становится заметными.
Классические сонаты полезны для воспитания ясности игры и точности
выполнения всех деталей текста.
У Моцарта характерно контрастные образы, соблюдения единства целого.
У Бетховена сонаты отражают всё многообразие творческих писков, каждая
соната Бетховена - завершенное художественное произведение.
На начальном этапе педагог знакомит учащихся с характером музыки и формой
сонаты. Затем можно перейти к тщательной работе над отдельными темами и добиться
возможно более отчетливого выявления индивидуальных особенностей каждой фразы.
Лирические мелодии Моцарта требуют мягкой певучести, прозрачного легкого
звука.
Штрихи имеют выразительное значение. Сопровождение должно исполняться
мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно. Нижние звуки не
задерживать пальцами.
Педаль используется относительно мало. Педаль нигде не должна быть густой и
затушёвывать ясность линий и сопровождения.
Далее идет работа над объединением построений, над темповым единством. В
ходе обучения не только преодолевает все более сложные исполнительские задания,
но все более и более самостоятельно.
Уметь работать самостоятельно - это значит уметь в каждый данный момент
ставить себе наиболее важные задачи, подбирать нужные средства выразительности.
При работе над сонатной формой педагог оказывает помощь в первую очередь в
достижении правильного понимания содержания данной музыки, в нахождении
наиболее подходящей аппликатуры и технических приемов, в нахождении нужных
колоритов и нахождении наиболее целесообразных способов работы.

Процесс работы над сонатной формой может быть разделён на следующие этапы:
• Этап предварительного ознакомления
• Этап работы по партиям
• Этап целостного оформления
• Этап достижения эстрадной готовности
Перед началом работы над новой сонатой необходимо в достаточной мере
почувствовать ее характер, схватить ее основное содержание и постараться определить
заключенные в ней выразительные и изобразительные моменты.

«Приступая к изучению произведения, - говорит Г. Нейгауз, - необходимо сделать
общий анализ - разобраться в строении, форме, музыкальном содержании и настроении
данном сочинении, обратить внимание на различные особенности его изложения,
мелодию, гармонию и т.п.»
1. Предварительное проигрывание сонаты на инструменте обычно носит
несколько приблизительный характер.
Самое главное здесь - схватить общий характер музыки и общую логику ее
развития.
Общее ознакомление с сонатой включает в себя обнаружение основных
технических трудностей, которые дальше потребуют особого внимания.
2. Следующий этап - работа по партиям
При работе по партиям детали трактовки не должны прочно закрепляться, т.к.
они изменяются - большей или меньшей степени - при каждом переходе от
более мелкого к более крупному, при каждом переходе от игры в более
подвижном.
В каждой сонате есть отдельные музыкальные отрезки технически трудные, а
также отрезки трудно запоминаемые, именно их приходится мельче всего
дробить при начальном разучивании.
Кроме того, эти отрезки полезно выучивать раньше всего остального.
Работа над партиями сонаты имеет три формы:
• Игра с поправками
• Игра с приостановками или замедлениями в тех отрезках, где нет чувства
уверенности
• Гладкая игра с запоминанием неточностей и их исправлением при
следующем проигрывании.
Каждому проигрыванию партии обязательно должна предшествовать некоторая
мысленная работа, во время которой все очередные задачи намечаются,
суммируются в воображении и, по возможности, словесно формулируются.
3. Во время работы над сонатой никогда не следует ставить себе лишь узкоремесленные задачи, в поле внимания всегда должны находиться определенные
задачи:
• Певучесть
• Красочность
• Осмысленность
• Эмоциональная содержательность.
Не всякий художественный замысел удается реализовать сразу; нередко это
требует повторных усилий в плане подчинения техники, а от некоторых задач
вообще приходится временно отказываться, откладывая их реализацию на более
позднее время.
В каждый данный момент следует ставить себе только такие задачи, которые
могут быть реализованы достаточно быстро.
Особенно осторожно следует подходить к ускорению темпа: здесь нетрудно
разрушить в какой - то мере налаженный процесс игры.
При работе над партиями большое значение имеет принцип разнообразия
форм работы и принцип чередования этих форм.

Надо работать над отдельной партией в разных темпах, часто играть и совсем
медленно. Взятый в первом такте темп нельзя убыстрять. Необходимо чередование
работу над целостной тканью с работы над отдельными партиями и голосами. Игра
с применением правой педали должна чередоваться с беспедальной
игрой. В младших классах полезно чередовать игру со счетом вслух и со счетом
про себя.
4.Этап целостного оформления сонаты начинается с того момента, когда
исполнитель оказывается в состоянии проиграть всю сонату по памяти
достаточно содержательно и достаточно технически точно и уверенно.
Задачи этого этапа являются:
• Констрзпярование и реализация целостного художественного замысла.
• Достижение эмоционально-логической насыщенности и непрерывности.
• Расчет всех средств музыкальной выразительности.
• Достиж;ение зощожественно свободной игры.
• Достижение максимальной технической точности, уверенности, непринужденности .
5. Этап достижения эстрадной готовности является как бы заключительной стадией
предыдущего этапа. Критериями эстрадной готовности служит:
• Возможность совершенно непринужденно проигрывать в уме любое место
сонаты.
• Умение с первого раза это место сыграть на инструменте, как в нормальном, так
и в замедленном темпе.
• Должны исчезнуть представления о технических трудностях, заключенных в
данной сонате.
• На всем протяжении исполнения должно быть ощущение «удобства» исполнения, отсутствие чрезмерной напряженности внимания, возможность
наслаждаться своей игрой и слушать себя как бы со стороны.
Анализ сонатнай формы..
Сонатная форма - это форма, основанная на противопоставлении 2х тем, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально:
1- в основной
2- в подчиненной
А после разработки повторяется в репризе в главной тональности.
ЭКСПОЗИЦИЯ
' Главная

связующая

партия

партия

побочная
партия

заключительная
партия

Тоника -------------- ► Доминанта
РАЗРАБОТКА
I Главная

связующая

побочная

(в любом порядке)

заключительная

РЕПРИЗА
--------------------------------------------------------------------------------------------------Главная
связующая
побочная
заключительная
Тоника ---------------- Тоника
Могут быть Вступление и Кода..
В общем строении сонатная форма приближается к трехчастности, но при коде
появляется 4 часть.
В ранних образцах сонатной формы часто встречаются повторение частей.
I I: Экспозиция : I I и I I: разработка + реприза : I I
У Бетховена часто встречаются повторение одной экспозиции.
Основой сонатной формы является контрастность тем.
Типы контрастов:
• Светло-оживленная к более грустной и спокойной
• Инструментальная и вокальная
• Драматическая и лирическая
• Песенная и танцевальная
• Обе темы могут напевны, но тогда контрастирует лад и ритмический рисунок.
При всем разнообразии контрастов для главной партии характерна большая
активность, чем для побочной (хотя бывает обратные случаи).
ЭКСПОЗИЦИЯ -это первоначальное проведение, это I часть сонатной формы;
обязательно являет.ся две темы:
• Главная
• Побочная
Но обычно тем четыре. Все они в одинаковой степени самостоятельны.
1.Главная партия - в значительной степени определяет содержание всей сонатной
формы.
По своему содержанию она может быть однородной или контрастной.
По форме главная партия у классиков обычно представляет собой период
замкнутый или разомкнутый.
Замкнутая кончается на Тонике основной тональности.
Это характерно для сонат Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. Бородина.
Разомкнутая - кончается модуляцией на Доминанте или половинной каденцией.
Главная партия представляет собой не период, а предложение.
По гармонии главная тема обычно устойчива, могут встречаться модуляционные
секвенции, напоминающие разработку.
Иногда главная тема пишется в простой 3-х частной форме.
Но эта 3-х частность лишена уравновешенности, реприза значительно динамизированна.
Еще реже встречается 2-х частная форма (Бетховен 2 симфония II часть).
Главная тема мож;ет быть написана в форме периода с дополнением.

2. Связующая тема - это построение между главной и побочной темой.
Тематически содержание мож:ет быть различным:
• Построено на материале главной темы и примыкает к ней, это бывает при
замкнутой главной, когда связующая вступает как 2-е предложение главной
темы.
• Связуюгцая подготавливает интонационно побочную партию
• Связуюгцая на новом тематическом материале
Она менее яркая, чем главная и побочная и содержит модуль в побочной теме.
Связующая тема может состоять из 3-х размеров:
• Примыкает к главной теме
• Неустойчивая, содержит отклонения
• Доминанта предществует побочной теме.
По построению связующая тема не представляет четкой формы - это ряд
построений. Возможны очень короткие, может вообще отсутствовать.
3. Побочная партия - это тема, которая противопоставлена главной теме.
Контраст их появляется с первых тактов, в некоторых формах Гайдна главная и
побочная партии строятся на одном тематическом материале.
Только побочная начинается в тональности Доминанты.
Контраст между главной и побочной партиями может быть коренной или
производный.
Производный - построение на элементах главной темы.
Если нет меяоду главной и побочной родства, то это будет коренной контраст.
При внешнем контрасте главной и побочной тем составляется внутренне единство.
Побочная партия может состоять из 1, 2-х, иногда 3-х тем.
По сравнению с главной - побочная тема носит более спокойный характер.
Они более уравновешены, форма обычная завершенная.
Иногда, ради дополнительного конфликта вводится перелом в развитии побочной
темы.
Может внутри иметь отклонение, но начало и конец в одной тональности.
У классиков сложился определенный круг тональных соотношений главной и
побочной тем.
Если главная мажорная, то побочная - Доминантовая тональность.
Реже III и VI ступени, еще реже III низкая и VI низкая (b).
При главной минорной - побочная параллельная мажорна. Или мажорная
Доминанта, реже VI и VII низкие.
Для побочной характерна полная каденция в основной тональности. Это является
основным для определенного окончания темы.
Очень редко побочная тема бывает разомкнута.
По протяженности побочная тема довольно большая. В простейших случаях это 1
период; если 2 предложения, то 2-е обычно расширены.
Репризные формы в побочной теме встречаются редко.
Заключительная часть - это последняя в экспозиции. По тематическому
содержанию мало состоятельная, примыкает к побочной и с ней контрастирует.

Тематическое содерлсание:
• Основана на материале главной темы
• Монсет быть на материале связующей темы
• Может объединить элементы главной и побочной темы
• Может строиться на относительно новом материале Завершающий характер
подчеркивается гармонией и стр5ш;турой. Заключительная тема идет в той
тональности, что и побочная. В ней же
кончается и экспозиция.
Формы она не имеет, представляет ряд построений, как дополнение к побочной
теме.
РАЗРАБОТКА.
В разработке выявляются все качества тем, показанных в экспозиции.
В обычной сонатной форме новые темы в разработке не появляются.
Начало разработки отталкивается либо от главой темы или заключительной темы.
Развитие происходит методом вычленения коротких отрезков мотивного развития.
Этот метод пригоден для развития тем активного и импульсивного характера, легко
поддающихся дроблению.
Лирическая тема, которая при дроблении искажается, обычно не дробится
целиком, либо большими отрезками.
Разработка может быть построена на 1-ой, или 2-х темах экспозиции.
Если в разработке проходят все темы экспозиции, то обычно следуют в прежнем
пор51дке.
Для разработок типично полифоническое развитие, включая форму фугетты.
Если в разработке появляется новая тема, то это будет не обычная сонатная форма,
а с эпизодом.
По построению разработки могут быть едины, но чаще они делятся на разделы,
которые различаются по тематическому содержанию и по методам развития.
В разработке может быть три раздела:
• Вступительный . В нем ощутима тональная связь с экспозицией. Разработка может
начинаться в той же тональности, в которой кончилась экспозиция, либо в
тональности одноименной главной теме.
• Протяженный. Этот раздел включает мотивное развитие, частую смену тональности
и динамику.
• Предшествует репризе. Остановка на Доминанте основной тональности. Мож:ет
быть различным по протяженности.
Тонально-гармонический план:
Для разработки характерна большая неустойчивость.
Главная тональность почти не затрагивается, порядок следования побочных
тональностей может быть произвольным.
Однако есть одна закономерность: чем ближе к концу разработки, тем дальше
углубляется в сферу Субдоминантовой тональности.
Не обязательно диатоническая сфера родства: VI низкая в мажоре, II низкая
мажоре и миноре и их параллель.
Часто встречаются в разработке модулирующие секвенции.
Наиболее устойчив последний раздел, в котором устанавливается Доминанта
основой тональности.

в гармонии разработки используются: Доминантовой септаккорд и обращение.
Вводный септаккорд, гармонические обороты полные и автентические, не типичные
совершенные каденции и полные каденсирования.
III РЕПРИЗА.
В ней наступает тональное объединение тем. В самих темах могут происходить
изменения. Прежде всего они касаются связующей партии, т.к. она должна привести к
главой тональности.
Если изменение касаются главной, побочной и заключительной темы, то реприза
называется динамической.
Динамическая реприза:
• Главная тем, начавшись в основной тональности получает новое развитие в
репризе.
• Связующая партия - исчезает или укорачивается.
• Главная партия в репризе проходит в подчиненной тональности. Побочная тема
сокращается или расширяется.
• Главная тема в репризе не звучит, если в экспозиции главная и побочная темы
имели разную ладовую окраску, то она может сохраниться и в репризе, где
темы идут в одной тональности.
Зеркальная реприза: здесь темы идут вначале побочной, а затем главной партией.
(Шопен «Баллада» -соль минор)
Ложная реприза: главная тема в подчиненной тональности.
IV Сонатные формы могут иметь коду.
КОДА. Она может быть небольшой, состоящей из одного раздела, но иногда
бывает большая кода, состоящая из 3-х разделов.
Такая кода выполняет роль второй разработки, и имеет своих три раздела:
• Пред коды
• Основной - разработочного характера
• Кода
V ВСТУПЛЕНИЕ
Многие сонатные формы имеют вступления. Встречаются короткие вступления,
иногда тематически связанные с главной темой.
Часто вступление имеют темповый контраст с главной темой, т.е. они медленнее.
Вступление может быть построено на самостоятельном материале;
Может включать элементы главной партии;
Могут быть во вступлении побочная партия или элементы нескольких тем
экспозиции.
Тональность может быть основной от начала до конца;
Может быть основной в крайних точках;
Может формироваться постепенно к концу;
В конце вступления может появиться Каденция (сексткварт) не в основной
тональности, а в одноименной.
По своему строению вступление может быть: ряд построений не завершенных по
форме, может быть и замкнутая структура, чаще период.

Используемая литература
1Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва 1978г.
2.Акимова Л.Ю. Учимся слушать музыку. Москва 1996г
3. Склярова Т. Музыкальная литература Хабаровск 2011г.
4. Михеева Л.

Музыкальный словарь в рассказах Москва 1986г.

5. Медушевский В.В. Энциклопедический словарь Москва Педагогика.1985г.
6.Способин И.В. Музыкальная форма музыка 1984г.

Вывод:
Сочинениям крупной формы, в отличии от миниатюр, свойственно большее
разнообразие содержания, более протяженное развитие музыкального материала.
В связи с этим при исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить
характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность
переключения с одной художественной задачи на другую, требуется больший
объем памяти и внимания.
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатной формой –
одной из самых важных форм музыкальной литературы. В этой форме написаны
произведения различных стилей.
Слово соната образовано от итальянского слова «сонаре» звучать. Впервые так
стали называть свои произведения испанские композиторы. Ранние сонаты были
полифоническими, например трио сонаты для3 инструментов
-скрипки,
виолы да гамба и клавесина.Когда на смену полифоническому стилю пришел
гомофонный(ведущую роль стал играть главный голос с мелодией, а остальные
приобрели сопровождающий аккомпанирующий характер), то первенствующее
значение приобрела соната для сольного инструмента с сопровождением в первую
очередь скрипки. В 17 -18 веках скрипичные сонаты сочиняют крупные
итальянские композиторы Дж. Витали, А. Корелли, А. Вивальди. Клавишный
инструмент выполнял в них аккомпанирующую функцию.
Г.Ф.Гендель и особенно И.С.Бах уже создают сонаты для клавишного
инструмента. К этому времени соната оформилась как многочастная
инструментальная пьеса с богатым образно -эмоциональным содержанием.
Наиболее типичен был такой порядок частей: Медленно - быстро- медленнобыстро. Первая часть чаще всего имела импровизационно вступительный
характер, третья медленная строилась на ритмах сарабанды или сицилианы –
испанского или итальянского народных танцев.
С конца 18 века на первый план выдвигается по своему значению фортепианная
соната. Фортепиано пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство
оттенков громкой и тихой игры; оно способно было и на стремительную беглость
и на оркестровое громогласие.Все эти качества с особой силой проявились в
фортепианных сонатах Л. Бетховена,хотя многое для этого сделали его
предшественники- И.Гайдн,В.А. моцарт, М. Клименти. Бетховен придал сонатам
симфонический размах, масштабность.
Соната один из основных жанров камерной инструментальной музыки. Она
существует как жанр, но и как форма. Сонатная форма одна из самых развитых
форм инструментальной музыки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».